Белок печени поможет забеременеть

Ученые открыли критическую роль белка печени в формировании нормальной плаценты

Белок, выполняющий основную работу в печени, оказывается, играет критическую роль в беременности, показали исследователи из Монреальского университета. Возможно, на его основе можно будет создать лекарства для лечения бесплодия.

Белок Lrh-1 сначала был открыт в печени и от этого получил свое название (liver receptor homolog-1). Но впоследствии оказалось, что его роль гораздо шире. «Белок Lrh-1 — это нуклеарный (ядерный) рецептор, который, воздействуя на гены, регулирует метаболизм и синтез гормонов», — пишут авторы статьи в Nature Medicine, опубликовавшие результаты его исследования на мышах и культуре клеток человека.

Ученые выяснили, что этот белок совершенно необходим для беременности.

А успешная беременность, как они подчеркивают, требует координации сигналов и факторов в различных тканях организма.

Ранее Брюс Мёрфи и его коллеги показали, что белок Lrh-1 играет роль в менструальном цикле женщины и необходим для овуляции. Затем они нашли, что Lrh-1 присутствует в матке.

Новые исследования показали его критическую роль для имплантации оплодотворенной яйцеклетки в слизистую оболочку (эндометрий) матки и формирования нормальной плаценты.

Плацента – место прикрепления яйцеклетки к матке, по мере развития эмбриона обеспечивает его связь с материнским организмом.

Для выяснения роли Lrh-1 в беременности исследователи проводили эксперименты с мышами. Они вывели генетически модифицированных мышей, у которых заблокировали белок Lrh-1 в желтом теле. Желтое тело – это часть яичников, которая образуется после овуляции, вырабатывает гормон прогестерон и подготавливает эндометрий матки к имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Если оплодотворения не произошло, желтое тело постепенно деградирует и вырабатывает все меньше прогестерона, что ведет к началу менструации. Недостаточность функции желтого тела считают частой причиной неспособности забеременеть и невынашивания беременности.

Мыши с отсутствием белка Lrh-1 в желтом теле не могли забеременеть, обнаружили ученые. Хотя оплодотворение у них происходило, проблемы начинались при поступлении яйцеклетки в матку. Биологи показали, что в отсутствие белка слизистая оболочка матки не могла должным образом подготовиться к принятию яйцеклетки и плацента не формировалась или формировалась неправильно. В желтом теле и в матке женщины Lrh-1 также присутствует и, очевидно, играет такую же роль. Он необходим для успешного протекания ранней фазы беременности. Биологи продемонстрировали это, работая на культуре клеток эндометрия человека и наблюдая, какие изменения происходят с клетками при увеличении и снижении концентрации белка.

«Очень вероятно, что дефицит белка Lrh-1 является причиной неудачных попыток беременности, — говорит Брюс Мёрфи.

— Я думаю, пока преждевременно брать биопсию из матки на анализ белка Lrh-1, но мы работаем над тем, чтобы определить характер его экспрессии в течение менструального цикла».

Авторы исследования проверили, может ли гормональная терапия восстанавливать у мышей способность к беременности. Оказалось, не может. «Прогестерон не оказал влияния, — сказал Мёрфи. — Хотя гормональная терапия позволяет эмбриону имплантироваться в матке, с эндометрием остаются проблемы, что вызывает неправильное формирование плаценты и может привести к задержке развития эмбриона и его гибели. Но сегодня у нас есть в распоряжении новые лекарственные препараты – агонисты и антагонисты Lrh-1, которые прошли клинические исследования для лечения патологий печени при диабете второго типа. Возможно, эти лекарства покажут себя и при лечении бесплодия».