Рак боится юных рожениц

Ранняя беременность перестраивает биохимию и снижает риск рака груди

Ранняя беременность снижает риск рака молочной железы, выяснили швейцарские ученые. Гормональные перестройки, происходящие во время беременности, перестраивают биохимические сигнальные пути в эпителиальных клетках. В результате уменьшается вероятность того, что клетки встанут на путь злокачественного перерождения.

Исследуя эпителиальные клетки рожавшей и нерожавшей мыши, швейцарские исследователи обнаружили у первой генные перестройки, которые снижают вероятность заболевания раком молочной железы. Их открытие проливает свет то, почему ранняя беременность эффективно снижает риск рака груди. Статья об этом опубликована в понедельник в журнале Breast Cancer Research.

Ситуация на первый взгляд кажется немного парадоксальной – вероятность заболеть раком груди особенно возрастает у женщин старше 25 лет сразу после беременности, однако, если суммировать эту вероятность по всем возрастам, онкологическая опасность для груди существенно снижается у рожавших.

Особенно это заметно при ранней беременности – для тех, кто перенес ее в возрасте моложе двадцати лет, опасность снижается более чем наполовину.

Ученые давно выяснили, что для грызунов беременность или воздействие гормонов, имитирующих беременность, является мощным защитным фактором против рака груди.

Однако механизмы такой защиты до сих пор не были найдены. Считается, что возникновение рака груди связано с особыми популяциями эпителиальных клеток (стволовых клеток) молочной железы, поэтому группа клеточных биологов из Института биомедицинских исследований Фридриха Мишера в Базеле решила посмотреть, как беременность влияет на способность этих клеток к размножению и специализации.

Использовался метод так называемой проточной цитометрии, оптический метод изучения клеток, при котором они, находясь в струе жидкости, проходят сквозь лазерный луч, а по его рассеянию можно судить о размерах и других параметрах клеток, а также о процессах, происходящих внутри них. Выделив «подозреваемые» группы клеток у рожавшей и нерожавшей мышей одного возраста и изучив их при помощи этого метода,

ученые выяснили, что гормональные перестройки, вызванные беременностью, изменили сигнальные пути клеток таким образом, что вероятность злокачественного перерождения существенно снизилась.

Клетки общаются между собой и передают друг другу команды (к делению, дифференцировке (специализации), апоптозу и др.) несколькими способами. Это каскады биохимических реакций, называемые сигнальными путями. Основные из них – сигнальный путь белков Wnt и противостоящий ему сигнальный путь белков Notch, именно они определяют дальнейшую судьбу стволовых клеток, причем, как уже было известно, повышение активности сигнального пути Wnt увеличивает риск заболевания раком груди. Исследование показало, что при беременности эти сигнальные пути перенастраиваются, причем путь Wnt ослабляется, а путь Notch становится более активным.

Генетический анализ показал, что гены, вовлеченные в иммунную систему и дифференцировку, после беременности активизировались, тогда как гены белков — факторов роста — снизили активность.

Результатом этих перестроек стало то, что стволовые клетки молочной железы скорее вставали на путь специализации, чем на путь интенсивного размножения.

Именно это, по мнению ученых, и служит механизмом защиты от рака молочной железы.