Николаю Караченцову удавались все роли – гангстеры и благородные дворяне, парни со двора и советские интеллигенты в свитерах грубой вязки, жестокие злодеи, трогательные герои и даже ковбои. Что не так часто случается с актерами его типа внешности – узнаваемой из миллиона, острохарактерной в предельном смысле слова. Еще с 80-х он был, что называется, народным артистом – входил в дома с экранов телевизоров и в души – с экранов кинотеатров, на него – как на бродвейскую звезду – шли в театр «Ленком», которому он оставался верен всю жизнь.
В 2004 году он несся на автомобиле в Москву, узнав о смерти тещи. После страшной аварии долго балансировал на грани жизни и смерти. После долго реабилитировался – и добился в этом большого успеха. Но, к сожалению, недостаточного для того, чтобы на вернуться сцену и на экран. Тем не менее, его талант и работоспособность не остались забыты: любая картина – будь то «Старший сын», «Дежа вю» или «Человек с бульвара Капуцинов» и любая постановка, в которой он принимал участие, – от «Юноны и Авось» до «Поминальной молитвы» — до сих пор имеют статус легендарных и собирают большую аудиторию, в зале или у экрана.
27 октября Николаю Караченцову исполнилось бы 75 лет.
close
В 1978 году вышел музыкальный телефильм Яна Фрида «Собака на сене» по одноименной комедии Лопе де Веги, в которой Караченцов сыграл маркиза Рикардо и впервые запел в кино, темпераментно исполнив балладу «Венец творенья, дивная Диана» Спектакль 1974 года «Тиль» Григория Горина по Шарлю де Костеру, режиссер Марк Захаров. Караченцов — Тиль Уленшпигель В 1976 году в Ленкоме поставили рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую Алексей Рыбников и Павел Грушко создали на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды. Караченцов исполнил сразу две роли — Смерти и Главы рейнджеров Валерий Золотухин и Николай Караченцов, 1978 год В кино Караченцов играл с конца 1960-х, в 1975-м стал известен после мелодрамы «Старший сын», а в 1979-м его полюбили все — после роли гангстера Урри, пытающегося украсть новейшие советские разработки, в фильме «Приключения Электроника» В 1981 году в Ленкоме была поставлена рок-опера Рыбникова — «Юнона» и «Авось» — по либретто Андрея Вознесенского, рассказывающая о русских, открывавших Америку. Через два года вышла первая телеверсия, в начале 2000-х — вторая. Караченцов везде был главным героем — начальником экспедиции, графом Резановым Николай Караченцов и Андрей Миронов в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) В комедийном вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) Караченцов был Билли Кингом — ковбоем, который оказался самым ярым сторонником нового явления — синематографа В «Ленкоме» Алферова проработала вплоть до 1993 года, сыграв в ряде больших постановок театра («Юнона и Авось», «В списках не значился» и другие). На фото: актеры Олег Янковский, Ирина Алферова и Николай Караченцов, 1984 год Николай Караченцов в фильме «Трест, который лопнул» (1982) Народный артист России Николай Караченцов в гримерной театра «Ленком», 2004 год
В советско-польском комедийном боевике Юлиуша Мазульского «Дежа вю» (1989) Караченцов сыграл Мишку Япончика, одесского подручного американского гангстера Мика Нича 1991 год. Николай Караченцов, Любовь Полищук, Татьяна Васильева (слева направо) Геннадий Гарбук и Николай Караченцов в фильме «Белые росы» (1983) Актеры театра Ленком Николай Караченцов и Инна Чурикова в сцене из спектакля «Сорри», 1997 год Актер Николай Караченцов с супругой Людмилой Поргиной на юбилейном вечере в честь своего 70-летия в «Ленкоме», 2014 год Актер Николай Караченцов с супругой Людмилой Поргиной на вечере в честь 90-летия театра «Ленком», январь 2017 года 27 октября 2019 года на Троекуровском кладбище был открыт памятник Николаю Караченцову