Свобода и анархия: 10 лучших фильмов Пола Верховена

Создателю «Робокопа» Полу Верховену исполнилось 80 лет

Бунтарский дух, антивоенная сатира, критика общества потребления и сильные женские характеры — великому голландскому режиссер Полу Верховену исполняется 80 лет. «Газета.Ru» вспоминает десять лучших работ выдающегося мастера.

«Турецкие наслаждения» (1973)

Второй полнометражный фильм Пола Верховена и его первый крупный международный успех. «Турецкие наслаждения» были номинированы на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм и явили миру Рутгера Хауэра, а также великого оператора Яна де Бонта.

Верховен тогда еще работал в Голландии, снял несколько короткометражек и сериалов, но «Турецкие наслаждения» в одно мгновение превратили молодого режиссера в крупную фигуру. Верховен снял очень смелое, в чем-то анархистское, эротичное и бескомпромиссное кино о захватывающей любви, гедонизме и попытке отвергнуть все правила общества.

Фоторепортаж: Лучшие фильмы Пола Верховена

__is_photorep_included11855989: 1

«Солдаты королевы» (1977)

Четыре года спустя голландец обращается к теме Второй мировой войны и снова берет на главную роль своего любимого Хауэра. Верховен рассказывает, как отразилась на Нидерландах величайшая трагедия прошлого века, и делает это действительно блестяще и с ювелирной точностью.

Картина посвящена друзьям-студентам, которые в конце 30-х годов живут беззаботной жизнью и строят далеко идущие планы на будущее. Но война все меняет, и пути героев расходятся. Одни вступают в сопротивление, другие стараются отстраниться от нее и продолжают учиться, третьи начинают сотрудничать с фашистами.

«Четвертый мужчина» (1983)

Последний голландский фильм Верховена до его отъезда в Голливуд. «Четвертый мужчина» — своего рода предвестник «Основного инстинкта», но гораздо лучше снятый. Верховен развернулся на полную катушку, отключил все возможные тормоза и снял откровенный триллер с роковой женщиной и влюбленным мужчиной.

Фильм рассказывает о популярном писателе, который знакомится с красивой женщиной на заседании литературного кружка и принимает ее приглашение остаться на ночь. А дальше у нее обнаруживаются зловещие скелеты в шкафу.

«Плоть + кровь» (1985)

Первая голливудская работа Верховена. Режиссеру надоело постоянно бороться за выживание у себя на родине, так как его фильмы всегда были противоречивыми, и даже завершить производство бывало очень сложно из-за скандалов, не говоря уж о возрастной цензуре, которая сильно его ограничивала. В США в те времена с этим было попроще. Он понимал, что получит рейтинг «R», но его это ни капли не смущало, так как продюсеры дали зеленый свет его очередному проекту.

Действие картины «Плоть + кровь» происходит в средневековье, бушует эпидемия чумы, банда наемников берет в заложники аристократку и укрывается в заброшенном замке, стараясь сдержать осаду. Верховен не стал нянчиться со зрителем и показал те времена настолько натурально, насколько смог. В то же время, он включил в свою историю любовный треугольник и очень сильную романтическую составляющую. А экранный дуэт Рутгера Хауэра и Дженнифер Джейсон Ли высекал искры в каждом кадре.

«Робокоп» (1987)

Фильм, без которого не обходится ни один топ, «Робокоп» вышел на экраны в 1987 году. Это первое продюсерское кино, за которое взялся эксцентричный голландец. Но, имея на руках сценарий, Верховен начал вносить в него правки и из стандартного боевика про киборга-полицейского создал яркую и тонкую сатиру.

Здесь Верховен впервые использовал прием с выдуманными рекламными вставками и выпусками новостей по местному телевидению. Причем, каждая из этих сцен била по самым больным местам общества потребления и истеблишмента. Добавим сюда забастовку полицейских, анархию в городе, полную беззащитность граждан, и получается, что фантастическая линия в картине существует лишь для сюжетной связки.

«Вспомнить все» (1990)

После коммерческого успеха «Робокопа» Верховену дали еще больше денег, самого главного актера страны и литературную основу Филипа К. Дика. Это все, о чем может только мечтать режиссер. «Вспомнить все» стал бессмертной классикой фантастического жанра. Картина была снята за невообразимые по тем временам $65 млн, главную роль исполнил Арнольд Шварценнегер на пике своей популярности, а Верховен снова решил поиграть со зрителем в кошки-мышки.

До сих пор ведутся споры насчет происходящего на экране. Насколько реальны Хаузер, Даг Куэйд и все путешествие на Марс? Верховен не дает ответы на эти вопросы, а позволяет зрителю самому решить, что он увидел. Несмотря на сложность повествования и сатирические мотивы, фантастический боевик стал большим хитом бокс-офиса и заработал $261 млн.

«Шоугелз» (1995)

При всем своем статусе и ауре, окружающей фильм, «Основной инстинкт» оказался слишком прямолинейным и не свойственным Верховену. Он снова получил крупных звезд Голливуда, но тонкий юмор режиссера в ленте почти не проявился. Хотя и здесь он отметился эпохальным эпизодом — речь о допросе Шэрон Стоун полицейскими.

Вышедший два года спустя «Шоугелз» гораздо больше похож на того Верховена, который стал известным на весь мир. Картина провалилась в прокате, зрители в кинотеатрах его возненавидели, почти все кинокритики обругали фильм. Но, как показало время, ленту просто не поняли в те годы. Уже позднее в любви к картине признавались такие выдающиеся режиссеры, как Джим Джармуш и Квентин Тарантино.

Верховен на этот раз обратился к теме гламура и мира эротических шоу в Лас-Вегасе, но снял его в пику американским канонам. Основным отличием «Шоугелз» от фильмов подобного жанра стало то, что голландец ввел в историю настоящую положительную героиню, которой зритель действительно сочувствует. Верховен снял изнанку гламура, но со своей точки зрения, отличной от представлений обычного американского зрителя. Впоследствии картина стала культовой и отбила затраты при продаже на физических носителях, и на сегодняшний день фильмографию Верховена без нее просто невозможно представить.

«Звездный десант» (1997)

Пожалуй, самая злая и агрессивная сатира Верховена. После коммерческого провала «Шоугелз» режиссер взялся за роман классика американской фантастики Роберта Хайнлайна «Звездный десант». Реакция зрителей на работу Верховена была очень схожей с предыдущим фильмом — только еще более негативная. Если некоторые критики смогли оценить замысел голландца и оставили в целом смешанные отзывы, то публика была возмущена тем, как Верховен обошелся с их любимым писателем.

В «Звездном десанте» автор откровенно выразил свою нелюбовь к американской идеологии и государственному устройству. Фильм про нападение инопланетных разумных жуков на Землю стал недвусмысленным политическим антиамериканским высказыванием. Верховен создал милитаристский мир будущего, в котором существует четкое разграничение людей на касты — в пику «американской мечте». Чего только стоит эсэсовская форма начальника службы контрразведки! Нет ничего удивительного, что в США зрители подвергли картину жесткой критике. Во всем же остальном мире фильм был воспринят очень тепло.

«Черная книга» (2006)

После неудачного во всех отношениях «Невидимки» Верховен вернулся в Европу и снял великолепную военную драму «Черная книга». Главную роль в фильме сыграла Карис ван Хаутен, которая впоследствии стала популярной благодаря роли Мелисандры в «Игре престолов».

Верховен вновь возвращается ко Второй мировой войне. Немка еврейского происхождения бежит от фашистского режима в Нидерланды, где присоединяется к Сопротивлению. Смыслом ее жизни становится месть предателю, по вине которого она потеряла свою семью. Верховен снова всех поражает своей откровенной манерой съемок. Он не делает никаких скидок и показывает военные годы предельно реалистично. Центром же всей истории становится невероятно сильный женский характер героини.

«Она» (2016)

Последняя на сегодняшний день работа великого мастера. «Она» — французский фильм, в котором блистает великолепная Изабель Юппер. Картина сначала прикидывается детективом. Главная героиня подвергается нападению насильника в своем доме, но не заявляет в полицию, а предпочитает сама решить проблему. То, что происходит дальше, может вызвать не только недоумение, но даже отвращение у зрителя.

Верховен бессовестно манипулирует отношениями мужчины и женщины, поднимает тему супружеской измены, развода, проблем с детьми, нежелательной беременности и многого-многого другого. Фильм создает какую-то едва уловимую атмосферу Гринуэевского сюрреализма, которую не каждый уловит. Но если ее заметить, то в ленте обнаружится еще несколько дополнительных смысловых слоев.

Кажется, что зритель моложе 30 лет вряд ли поймет эту картину, потому что ему элементарно не хватит жизненного опыта, чтобы объяснить поступки героев ленты — иногда они выглядят, мягко говоря, невменяемыми. Но именно в этом и есть правдивость и реалистичность фильма — так, и только так, ведут себя люди в обычной жизни. Именно иррациональность делает нас такими, какие мы есть, и является отличительной особенностью всего человеческого вида.

Несмотря на свой почтенный возраст, Верховен продолжает творить. В следующем году выйдет его новый фильм «Бенедетта» с Шарлоттой Рэмплинг в главной роли.