5 главных выставок весны

На что сходить в музеи в марте, апреле и мае

Евгений Одиноков/РИА «Новости»

Авангард из региональных коллекций, исследование возможностей современных музеев и первый смотр проектов филиалов ГЦСИ: «Газета.Ru» рассказывает о пяти выставках, на которые стоит обратить внимание этой весной.

«По направлению к источнику» в Музее современного искусства «Гараж»

Рисунок Вячеслава Курицына к его статье «Двести десять шагов». Газета «Сегодня», 25 апреля 1995 Фонд «Художественные проекты», Архив Музея современного искусства «Гараж»/garagemca.org
Рисунок Вячеслава Курицына к его статье «Двести десять шагов». Газета «Сегодня», 25 апреля 1995

«Гараж», обладающий одним из самых видных в России публичных архивов, посвященных российскому современному искусству с 1950-х до наших дней, пригласил пятерых художников изучить и переосмыслить его. Среди авторов оказались Вячеслав Курицын, Владимир Логутов, Андрей Монастырский, Кирилл Савченков и Ольга Чернышева. В итоге Чернышева сделала проект из писем коллекционера Леонида Талочкина, которыми тот обменивался с художником Львом Снегиревым. Филолог и литературный критик Курицын заинтересовался текстами из российских газет 1900–1920-х годов, которые он подверстал к собственным статьям об искусстве. Логутов обратился к документации выставки Авдея Тер-Оганьяна 1992 года и мифологии галереи «В Трехпрудном переулке». Монастырский исследовал архив концептуалиста Игоря Макаревича, в котором обнаружил собственные опыты визуальной поэзии, а Савченков занимался собранием библиотеки музея и архивом фонда «Художественные проекты». До 23 апреля

«Жизнь живых» в ГЦСИ

Владислав Ефимов, фото из проекта «Живой уголок», 2014 год ncca.ru
Владислав Ефимов, фото из проекта «Живой уголок», 2014 год

Первый гастролирующий проект одного из филиалов Государственного центра современного искусства, с которого началась череда региональных выставок в здании центра на Зоологической улице. «Жизнь живых», существующая на стыке современного искусства и краеведения, прошла в нижегородском «Арсенале» год назад. Главный акцент в ней сделан на истории Нижнего Новгорода как сложно организованной экосистемы, соединяющей природу с мифологией и повседневной жизнью города. В основание выставки легли работы из коллекции ГЦСИ — произведения Стефана Балкенхола, деревянные скульптуры и рельефы которого в прошлом году выставлял ММСИ, австрийского скульптора Эрвина Вурма, абстракциониста Юрия Злотникова, а также найденные в городе объекты и произведения, созданные в рамках арт-резиденций. За последние отвечали Тимофей Радя и Игорь Поносов, Илья Долгов и Алексей Булдаков. Кроме того, частью выставки стал проект Владислава Ефимова и Александра Лаврова, посвященный нижегородской деревянной архитектуре: первый художник документировал процесс ее разложения, а второй превращал найденные фрагменты в реди-мейды. До 15 мая

«Группировка ЗИП. Остановка «ДК ЗИП»» в ММСИ в Ермолаевском переулке

mmoma.ru

На четырех этажах Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке с 20 марта раскинется тотальная инсталляция краснодарской группировки ЗИП, которая представляет собой своего рода путеводитель по творчеству художников.

Отправным пунктом здесь станет автобусная остановка «ДК ЗИП», расположившаяся при краснодарском Заводе измерительных приборов — первой мастерской и выставочной площадке группы.

За ней последуют череда микроутопий, которые плодят ЗИПы, арт-дача «Пятихатки», культурный центр «Типография», а также заводские артефакты, бывшие объектами одной из первых выставок группы. Так как художники мыслят не столько инсталляциями, сколько художественными средами вроде созданного ими КИСИ (Краснодарского института современного искусства), выставка обещает стать очередным макетом идеального мира, который на этот раз приобретет форму пути на пляж с импровизированным баром, танцплощадкой и прочим хулиганством. Куратором проекта выступает Елена Селина, искусствовед и основатель галереи XL и XL Projects. 20 марта – 1 мая

«До востребования. Коллекция русского авангарда из региональных музеев. Часть II» в Еврейском музее и центре толерантности

jewish-museum.ru

Вторая часть внушительного проекта искусствоведа, составителя «Энциклопедии русского авангарда» Андрея Сарабьянова о затерявшемся в региональных музеях авангарде, которая охватывает период с 1917 года до 1930-х. Здесь покажут сотню не самых очевидных произведений из коллекций 17 региональных музеев. Эти работы расплылись по региональным собрания в 1920-е годы, когда новаторский проект отдела ИЗО Наркомпроса закупил и распространил по всей стране шедевры авангарда, должные стать образцом нового революционного искусства. Правда, пропагандистского энтузиазма надолго не хватило, и уже в 1930-е произведения отправились в запасники, где в массе своей и пылятся до сих пор. Среди авторов, представленных на выставке, — Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Михаил Матюшин и Павел Филонов. 30 марта – 28 мая

«Опыты нечеловеческого гостеприимства» в ММСИ на Гоголевском бульваре

Анастасия Потемкина. PSM V09 D115 Бродильный аппарат Пастора. 2017. Инсталляция, смешанная техника... artguide.com
Анастасия Потемкина. PSM V09 D115 Бродильный аппарат Пастора. 2017. Инсталляция, смешанная техника. Courtesy автор

Первый совместный проект фонда V-A-C и Московского музея современного искусства в рамках экспериментальной программы «Карт-бланш», название которой позаимствовано у одноименной истории парижского Пале де Токио. Всего за 2017 год фонд проведет пять выставок на площадках ММСИ, которые будут посвящены проблематизации возможностей музея. Откроет программу проект Марии Крамар и Карена Саркисова «Опыты нечеловеческого гостеприимства» — исследование взаимоотношений между объектами и окружающей средой. Участие в нем примут художники и музыканты, теоретики и практики, ученые и философы, среди которых — Евгений Антуфьев, Алексей Булдаков, Фархад Фарзалиев, Кирилл Савченков, Анастасия Потемкина и другие. 6 апреля – 7 июня