Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Золотая маска»: на вокзале и в темном зале

Гамлет-Козловский, «Три сестры» и другие: 10 спектаклей «Золотой маски»

«Три сестры» на языке жестов от автора «Тангейзера», «Гамлет» с Данилой Козловским в джинсах, антивоенный спектакль по украинской пьесе и другое: на что сходить на фестивале «Золотая маска».

В Москве идет фестиваль «Золотая маска» — главный театральный смотр, ежегодно представляющий на суд зрителей и жюри все лучшее, что сделали за 12 месяцев театры столиц и регионов. «Газета.Ru» выбрала 10 драматических спектаклей, которые ни за что не стоит пропускать — или посмотреть снова, если вам удалось их увидеть.

«Строптивая», Театр драмы, Курган

В интерпретации режиссера Алессандры Джунтини комедии Шекспира «Укрощение строптивой» Катарину пытаются вылечить от своенравия в месте, похожем на психиатрическую лечебницу. Спектакль Джунтини — это не смешная и легкая постановка о шумихе вокруг дочерей Баптисты и хитрости желающего разбогатеть Петруччо, а история о стараниях человека сохранить свою личность в мире, где побеждает навязанный обществом стандарт и жестокой силой насаждается единственно возможный тип поведения.

2 марта, Центр им. Вс. Мейерхольда, 19.00

«Кроличья нора», русский драматический театр «Мастеровые», Набережные Челны

Пьеса американского драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Линдси-Эбера знакома московскому зрителю по постановке Сергея Голомазова в Театре на Малой Бронной. Историю жизни длиной в полгода режиссер театра «Мастеровые» из города Набережные Челны Денис Хуснияров уместил в полтора часа действия и построил преимущественно на разговоре пяти персонажей. Этот спектакль — жестокая философская драма о том, как супруги наедине с собой и в окружении кассет со старыми семейными видеозаписями пытаются пережить смерть попавшего под машину четырехлетнего сына. В июне прошлого года исполнительница роли Бекки Корбетт актриса Марина Кулясова была удостоена приза «Лучшая женская роль» на XIV Фестивале театров малых городов России.

5 марта, Центр им. Вс. Мейерхольда, 19.00

«Саша, вынеси мусор», Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва

Спектакль о войне на Украине Виктора Рыжакова по пьесе киевского драматурга Натальи Ворожбит — трижды номинант этой «Золотой маски». На протяжении 50 минут мать и дочь уговаривают призрак своего мужа и отца, умершего от сердечной недостаточности, не идти на войну в шестой раз. Свою психологическую постановку Рыжаков назвал «картонным театром»: из декораций только проекция памятника Саши и кухни на кирпичной стене, где женщины готовят поминальный стол.

22 марта и 4 апреля, Центр им. Вс. Мейерхольда, 20.00

«По ту сторону занавеса», Александринский театр, Санкт-Петербург

Спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» режиссера Андрия Жолдака, действие которого перенесено в так горячо ожидаемое героинями будущее, а зрители наблюдают за происходящим прямо со сцены.

В 4015 году человечество научилось воссоздавать из воздуха когда-то существовавших людей, и в результате эксперимента по реинкарнации Маша, Ирина и Ольга, умершие в 1900 году, обретают жизнь в новом мире.

Постепенно в их головы возвращается память о себе, о пережитых в прошлом событиях и загружается чеховский текст, но побег от угнетающей реальности невозможен даже сейчас. Жанр своей постановки Жолдак определил как «сон», и это не первая его интерпретация чеховских «сестер». В спектакле начала 2000-х действие разворачивалось в 1940-е годы в гулаговском СССР.

23 и 24 марта, МХТ им. А.П. Чехова, 19.00

«Русский роман», Театр им. В. Маяковского, Москва

Сценическая сага о жизни главного русского писателя Льва Толстого без самого Льва Толстого. Вместе с автором пьесы Марюсом Ивашкявичюсом литовский режиссер Миндаугас Карбаускис соединил события из биографии писателя с жизнью персонажей романа «Анна Каренина».

В метаниях Левина и его любви к Кити Ивашкявичюс увидел страсти молодого Толстого, а в гибели Анны под поездом — смерть писателя на станции Астапово.

В основе постановки — взаимоотношения между автором знаменитых на весь мир эпопей и его преданной супруги, которая от руки переписывала его романы, но все время оставалась в тени. Софья Андреевна (Евгения Симонова) неоднократно обращается с монологами к мужу, хотя тот ни разу не появляется на сцене. Она ревнует его ко всем литературным персонажам и пытается понять, чья же история и судьба для него значат больше.

25 марта, 2 апреля, Театр им. В. Маяковского, 18.00

«Разговоры беженцев», фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург

На протяжении всего спектакля Константина Учителя по пьесе Бертольта Брехта зрители подслушивают через наушники рассудительную беседу двух беженцев из нацистской Германии — Циффеля и Калле. События периода Второй мировой войны режиссер перенес в современную городскую среду: в Петербурге спектакль играли на Московском вокзале, в Москве его покажут на Ленинградском — на «натуре» не самый известный текст пьесы Брехта (написанной им, кстати, во время вынужденного отъезда из Германии) приобретает объем и яркость, какой не удалось бы добиться на привычной театральной сцене.

1 апреля, Ленинградский вокзал, 14.00 и 20.00

«Гамлет». Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург

Новая работа Льва Додина с Данилой Козловским, Елизаветой Боярской и Ксенией Раппопорт в главных ролях. Свое «сценическое сочинение» режиссер, как и Шекспир, основал на хрониках Саксона Грамматика и Рафаэля Холиншеда, не забыв про труд самого классика и перевод Бориса Пастернака.

Герои у Додина одеты в джинсы и футболки, а Гамлет в руках вместо черепа держит флейту, но главное новаторство постановки не во внешних формах, а в новых смыслах.

Он не ставит трагедию Шекспира, он по-своему раскрывает историю принца Датского, которой хочет показать: Гамлет сегодня имя нарицательное. Герой «гуманистической» трагедии Шекспира по ходу действия сходит с ума и убивает практически всех основных персонажей, включая себя. В интерпретации Додина им движет не «слабость воли при сознании долга», не стремление к справедливости, а жестокая месть и желание власти. Гертруда в этом «Гамлете» скорее напоминает леди Макбет. Она не скрывает, что причастна к отравлению мужа, и ненавидит сына, который пытается разрушить ее «счастье». Режиссер не побоялся соединить в спектакле стихи и прозу, сократить количество персонажей и сцен. В центре трагедии, по его мнению, — хладнокровный убийца Гамлет, и нам пора перестать обманывать себя и оправдывать его поступки.

5 и 6 апреля, Мастерская Петра Фоменко, 20.00

«Утиная охота», театр Et cetera, Москва

Вампиловская пьеса в постановке мастера саундрамы Владимира Панкова. В его спектакле Виктор Зилов — это не спивающийся интеллигент и нонконформист, которого теснят социальные нормы (таким его играли Олег Ефремов на сцене и Олег Даль в кино). Этому циничному, эгоистичному и бездушному хаму Панков не прощает легкомыслия и страданий, которые он причиняет любящим его женщинам, а утиная охота, на которую Зилов так мечтает поехать, всего лишь жалкое оправдание регулярных измен и запоев.

5 и 6 апреля, театр Et cetera, 19.00

«Чайка. Эскиз», Театр им. Ф. Волкова, Ярославль

Эстрадную постановку чеховской пьесы режиссера Евгения Марчелли показывали в Москве на фестивале «Сезоны Станиславского». Специальная «приближающая» оптика и подзвучка избавляют историю об истинной природе и судьбе людей искусства от всякой «театральности». Для Марчелли чайка, с которой Чехов связал образ Нины Заречной, — это не свободная белая птица, а прагматичный хищник.

11 апреля, Театр им. В. Маяковского, 19.00

«Три сестры», театр «Красный факел», Новосибирск

Еще одна осовремененная постановка хрестоматийной пьесы Чехова без единого сказанного слова со сцены. В спектакле необыкновенного режиссера Тимофея Кулябина («Тангейзер», «Иванов») персонажи лишены дара речи, актеры играют на языке жестов (им понадобилось около года, чтобы его освоить), а чеховский текст — главный герой этой постановки — идет на мониторе субтитрами. Такой прием вовсе не прямое воплощение метафоры о том, что герои в пьесах Чехова не слышат друг друга. Жестовый язык персонажей невероятно экспрессивен, и благодаря нему их «второй план» становится первым. Работа в гимназии отнимает у Ольги все силы, телеграф угнетает Ирину, Маша разочаровывается в муже — этот мир явно устроен не для них, и мы в видим, насколько они одинокие и лишние для этого мира люди.

16 и 17 апреля, Центр им. Вс. Мейерхольда, 19.00

Новости и материалы
На Украине подтвердили уязвимость танков Abrams перед российскими дронами
Пермяка осудили на десять лет за приготовление к поджогу военкомата
Полежайкин из «Папиных дочек» рассказал о съемках с инвалидностью
В Германии оценили последствия передачи ATACMS Украине
ИИ в «Авито» создаст продавцам тексты объявлений
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Дочь Маликова продает поношенные вещи на 1,2 миллиона рублей
Россиянин отсудил компенсацию у бывшей девушки за вещи, которые она выставила за дверь
Фриске показала, как выглядит ее грудь после пластики
Пилот, посадивший самолет в пшеничном поле, устроился на работу в такси
Все новости