Пенсионный советник

«Золотая маска»: на вокзале и в темном зале

Гамлет-Козловский, «Три сестры» и другие: 10 спектаклей «Золотой маски»

«Гамлет» goldenmask.ru
«Гамлет»

«Три сестры» на языке жестов от автора «Тангейзера», «Гамлет» с Данилой Козловским в джинсах, антивоенный спектакль по украинской пьесе и другое: на что сходить на фестивале «Золотая маска».

В Москве идет фестиваль «Золотая маска» — главный театральный смотр, ежегодно представляющий на суд зрителей и жюри все лучшее, что сделали за 12 месяцев театры столиц и регионов. «Газета.Ru» выбрала 10 драматических спектаклей, которые ни за что не стоит пропускать — или посмотреть снова, если вам удалось их увидеть.

«Строптивая», Театр драмы, Курган

«Строптивая» goldenmask.ru
«Строптивая»

В интерпретации режиссера Алессандры Джунтини комедии Шекспира «Укрощение строптивой» Катарину пытаются вылечить от своенравия в месте, похожем на психиатрическую лечебницу. Спектакль Джунтини — это не смешная и легкая постановка о шумихе вокруг дочерей Баптисты и хитрости желающего разбогатеть Петруччо, а история о стараниях человека сохранить свою личность в мире, где побеждает навязанный обществом стандарт и жестокой силой насаждается единственно возможный тип поведения.

2 марта, Центр им. Вс. Мейерхольда, 19.00

«Кроличья нора», русский драматический театр «Мастеровые», Набережные Челны

«Кроличья нора» goldenmask.ru
«Кроличья нора»

Пьеса американского драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Линдси-Эбера знакома московскому зрителю по постановке Сергея Голомазова в Театре на Малой Бронной. Историю жизни длиной в полгода режиссер театра «Мастеровые» из города Набережные Челны Денис Хуснияров уместил в полтора часа действия и построил преимущественно на разговоре пяти персонажей. Этот спектакль — жестокая философская драма о том, как супруги наедине с собой и в окружении кассет со старыми семейными видеозаписями пытаются пережить смерть попавшего под машину четырехлетнего сына. В июне прошлого года исполнительница роли Бекки Корбетт актриса Марина Кулясова была удостоена приза «Лучшая женская роль» на XIV Фестивале театров малых городов России.

5 марта, Центр им. Вс. Мейерхольда, 19.00

«Саша, вынеси мусор», Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва

«Саша, вынеси мусор» goldenmask.ru
«Саша, вынеси мусор»

Спектакль о войне на Украине Виктора Рыжакова по пьесе киевского драматурга Натальи Ворожбит — трижды номинант этой «Золотой маски». На протяжении 50 минут мать и дочь уговаривают призрак своего мужа и отца, умершего от сердечной недостаточности, не идти на войну в шестой раз. Свою психологическую постановку Рыжаков назвал «картонным театром»: из декораций только проекция памятника Саши и кухни на кирпичной стене, где женщины готовят поминальный стол.

22 марта и 4 апреля, Центр им. Вс. Мейерхольда, 20.00

Выбор Газета.Ru:
Саша, вынеси мусор

«По ту сторону занавеса», Александринский театр, Санкт-Петербург

«По ту сторону занавеса» goldenmask.ru
«По ту сторону занавеса»

Спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» режиссера Андрия Жолдака, действие которого перенесено в так горячо ожидаемое героинями будущее, а зрители наблюдают за происходящим прямо со сцены.

В 4015 году человечество научилось воссоздавать из воздуха когда-то существовавших людей, и в результате эксперимента по реинкарнации Маша, Ирина и Ольга, умершие в 1900 году, обретают жизнь в новом мире.

Постепенно в их головы возвращается память о себе, о пережитых в прошлом событиях и загружается чеховский текст, но побег от угнетающей реальности невозможен даже сейчас. Жанр своей постановки Жолдак определил как «сон», и это не первая его интерпретация чеховских «сестер». В спектакле начала 2000-х действие разворачивалось в 1940-е годы в гулаговском СССР.

23 и 24 марта, МХТ им. А.П. Чехова, 19.00

«Русский роман», Театр им. В. Маяковского, Москва

«Русский роман» goldenmask.ru
«Русский роман»

Сценическая сага о жизни главного русского писателя Льва Толстого без самого Льва Толстого. Вместе с автором пьесы Марюсом Ивашкявичюсом литовский режиссер Миндаугас Карбаускис соединил события из биографии писателя с жизнью персонажей романа «Анна Каренина».

В метаниях Левина и его любви к Кити Ивашкявичюс увидел страсти молодого Толстого, а в гибели Анны под поездом — смерть писателя на станции Астапово.

В основе постановки — взаимоотношения между автором знаменитых на весь мир эпопей и его преданной супруги, которая от руки переписывала его романы, но все время оставалась в тени. Софья Андреевна (Евгения Симонова) неоднократно обращается с монологами к мужу, хотя тот ни разу не появляется на сцене. Она ревнует его ко всем литературным персонажам и пытается понять, чья же история и судьба для него значат больше.

25 марта, 2 апреля, Театр им. В. Маяковского, 18.00

Выбор Газета.Ru:
Русский роман

«Разговоры беженцев», фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург

«Разговоры беженцев» goldenmask.ru
«Разговоры беженцев»

На протяжении всего спектакля Константина Учителя по пьесе Бертольта Брехта зрители подслушивают через наушники рассудительную беседу двух беженцев из нацистской Германии — Циффеля и Калле. События периода Второй мировой войны режиссер перенес в современную городскую среду: в Петербурге спектакль играли на Московском вокзале, в Москве его покажут на Ленинградском — на «натуре» не самый известный текст пьесы Брехта (написанной им, кстати, во время вынужденного отъезда из Германии) приобретает объем и яркость, какой не удалось бы добиться на привычной театральной сцене.

1 апреля, Ленинградский вокзал, 14.00 и 20.00

«Гамлет». Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург

«Гамлет» goldenmask.ru
«Гамлет»

Новая работа Льва Додина с Данилой Козловским, Елизаветой Боярской и Ксенией Раппопорт в главных ролях. Свое «сценическое сочинение» режиссер, как и Шекспир, основал на хрониках Саксона Грамматика и Рафаэля Холиншеда, не забыв про труд самого классика и перевод Бориса Пастернака.

Герои у Додина одеты в джинсы и футболки, а Гамлет в руках вместо черепа держит флейту, но главное новаторство постановки не во внешних формах, а в новых смыслах.

Он не ставит трагедию Шекспира, он по-своему раскрывает историю принца Датского, которой хочет показать: Гамлет сегодня имя нарицательное. Герой «гуманистической» трагедии Шекспира по ходу действия сходит с ума и убивает практически всех основных персонажей, включая себя. В интерпретации Додина им движет не «слабость воли при сознании долга», не стремление к справедливости, а жестокая месть и желание власти. Гертруда в этом «Гамлете» скорее напоминает леди Макбет. Она не скрывает, что причастна к отравлению мужа, и ненавидит сына, который пытается разрушить ее «счастье». Режиссер не побоялся соединить в спектакле стихи и прозу, сократить количество персонажей и сцен. В центре трагедии, по его мнению, — хладнокровный убийца Гамлет, и нам пора перестать обманывать себя и оправдывать его поступки.

5 и 6 апреля, Мастерская Петра Фоменко, 20.00

«Утиная охота», театр Et cetera, Москва

«Утиная охота» goldenmask.ru
«Утиная охота»

Вампиловская пьеса в постановке мастера саундрамы Владимира Панкова. В его спектакле Виктор Зилов — это не спивающийся интеллигент и нонконформист, которого теснят социальные нормы (таким его играли Олег Ефремов на сцене и Олег Даль в кино). Этому циничному, эгоистичному и бездушному хаму Панков не прощает легкомыслия и страданий, которые он причиняет любящим его женщинам, а утиная охота, на которую Зилов так мечтает поехать, всего лишь жалкое оправдание регулярных измен и запоев.

5 и 6 апреля, театр Et cetera, 19.00

Выбор Газета.Ru:
Утиная охота

«Чайка. Эскиз», Театр им. Ф. Волкова, Ярославль

«Чайка. Эскиз» goldenmask.ru
«Чайка. Эскиз»

Эстрадную постановку чеховской пьесы режиссера Евгения Марчелли показывали в Москве на фестивале «Сезоны Станиславского». Специальная «приближающая» оптика и подзвучка избавляют историю об истинной природе и судьбе людей искусства от всякой «театральности». Для Марчелли чайка, с которой Чехов связал образ Нины Заречной, — это не свободная белая птица, а прагматичный хищник.

11 апреля, Театр им. В. Маяковского, 19.00

«Три сестры», театр «Красный факел», Новосибирск

«Три сестры» goldenmask.ru
«Три сестры»

Еще одна осовремененная постановка хрестоматийной пьесы Чехова без единого сказанного слова со сцены. В спектакле необыкновенного режиссера Тимофея Кулябина («Тангейзер», «Иванов») персонажи лишены дара речи, актеры играют на языке жестов (им понадобилось около года, чтобы его освоить), а чеховский текст — главный герой этой постановки — идет на мониторе субтитрами. Такой прием вовсе не прямое воплощение метафоры о том, что герои в пьесах Чехова не слышат друг друга. Жестовый язык персонажей невероятно экспрессивен, и благодаря нему их «второй план» становится первым. Работа в гимназии отнимает у Ольги все силы, телеграф угнетает Ирину, Маша разочаровывается в муже — этот мир явно устроен не для них, и мы в видим, насколько они одинокие и лишние для этого мира люди.

16 и 17 апреля, Центр им. Вс. Мейерхольда, 19.00