Пенсионный советник

Лучшие альбомы января

The хх, Gone is Gone, Foxygen — новая музыка наступившего года

Erez Avissar/erezavissar.com

The xx становятся громче, супергруппа Gone is Gone воскрешает 90-е, крестный отец грайма прощается со студией и другие лучшие альбомы урожайного на шедевры января.

The xx «I See You»

Как раз тот случай, когда речь идет о поп-музыке с тем самым человеческим лицом, сделанной не на продюсерском калькуляторе, а силами самой группы, а следовательно — транслирующей нужный уровень человеческой теплоты и не растерявшей готического обаяния. После дебютного диска xx группу записали в продолжатели традиций одновременно классического R'n'B и легенд андерграунда типа Young Marble Giants. Такая ответственность естественным образом привела к кризисному второму альбому «Coexist», на котором The xx будто бы очень хотела стать громче, но в то же время боялась выйти из уютного полумрака на режущий глаза солнечный свет. И вот свершилось. К «I See You», который даже начинается со звука бравой побудочной трубы, уже плохо липнет приставка «инди», это большой поп-альбом с хитами («On Hold», «Violent Noise»).

Gone is Gone «Echolocation»

Напомним, Gone is Gone — это басист и вокалист Mastodon Трой Сандерс, гитарист Queens of The Stone Age Трой ван Левен, барабанщик At The Drive-In Тони Хаджар и мультиинструменталист Майк Зарин. В июне прошлого года они выпустили дебютный миньон, который уже звучал весьма впечатляюще, но походил скорее на пробы пера — особенно по сравнению с полноформатным альбомом. «Echolocation» — это остросюжетный и невероятно кинематографичный тяжелый альбом, воскрешающий авантюрный дух гитарных групп 90-х. Тяжесть звучания здесь идеально сочетается с музыкальной изобретательностью. Квартет принципиально не замыкается в рамках одного стиля, и поэтому пластинка звучит очень разнообразно (от почти танцевальной «Gift» до кавера на «Roads» Portishead), а Сандерс демонстрирует впечатляющую вокальную палитру, ставящую под вопрос целесообразность дальнейшей карьеры в составе более прямолинейных металлистов Mastodon. Именно сила Gone is Gone, кажется, и заставляет участников говорить в интервью о том, что с их основными составами все в порядке. Но «Echolocation» свидетельствует о том, что музыканты сюда еще вернутся.

Wiley «Godfather»

Красноречивое название этой пластинки, в принципе, сообщает все, что нужно знать о ее авторе. Уайли — крестный отец стиля «грайм», британского быстрого рэпа, который в России знают в основном благодаря Оксимирону. Новый альбом 38-летний Wiley анонсировал внезапно, сопроводив обещание сообщением, что диск станет последней студийной работой в его карьере. К этому громкому заявлению стоит, разумеется, относиться с известной долей скепсиса, но «Godfather» и без него заслуживает самого пристального внимания. С одной стороны, ничего нового Уайли не предлагает, а с другой — с кажущейся легкостью выдает собственный сборник лучших хитов, в которых бешеный темп лондонского гэриджа сочетается с ритуальными ритмами и изобретательной читкой. Единственное, пожалуй, отличие «Godfather» от прошлых релизов — возросшая победоносность интонаций. Впрочем, после прошлогоднего триумфа Скепты и общего роста интереса к грайму это совершенно естественно и более того — абсолютно заслуженно.

Mark Eitzel «Hey Mr. Ferryman»

Марк Эйцель — лидер культовой калифорнийской группы American Music Club, прославившейся на волне сэдкора наряду с Songs: Ohia и Red House Painters (чей лидер Марк Козелек в последние годы пережил очередной взлет популярности).

Несмотря на формальное жанровое объединение, у AMC и RHP меньше общего, чем кажется. Эйцель не так многословен и делает ставку на стилистическое разнообразие и совершенно отдельное мелодическое чутье. В последние годы Марк окончательно переключился на сольную карьеру, с которой ему помогает экс-гитарист Suede и отличный продюсер Бернард Батлер. Благодаря ему «Hey Mr Ferryman» зазвучал предельно кинематографично (особенно в треке «An Answer»). Это, что называется, мужская, но при внимательном прослушивании очень изысканная музыка с мелодиями, раскрывающимися при многократном прослушивании, и трепетным финальным посвящением умершему несколько лет назад лидеру Songs: Ohia Джейсону Молине («The Singer»).

Foxygen «Hang»

Среди народившихся за последние полтора десятка лет неопсиходелических групп Foxygen, пожалуй, самые взбалмошные. Начав как последователи опытов The Rolling Stones времен «Their Satanic Majesties Request», они уже на втором альбоме «… And Star Power» показали, что их интересы широки, а амбиции — предельно лихорадочны. На этом костре запросто сгорали мелодические находки, из глэма их бросало в гаражное рубилово, а темп композиций менялся внешне совершенно хаотично. В довершение этого этапа своей карьеры Foxygen заявили, что тур в поддержку альбома станет последним — и, разумеется, передумали. «Hang» — это неожиданно сдержанная (чуть больше получаса) работа, на которой тем не менее нашлось место для оркестра из сорока человек, который помог гитаристу Джонатану Радо и вокалисту Сэму Франсу реализовать свои идеи в области симфонического ретропопа. Благодаря небольшому хронометражу эта пластинка не только является идеальной точкой входа для знакомства с одной из самых изобретательных молодых групп, но и не успевает утомить, радуя ощущением легкого психоделического тумана в голове.