20 лучших альбомов 2015 года

Лучшие альбомы 2015 года

Ярослав Забалуев 31.12.2015, 08:54
gazgolder.com

«Газета.Ru» рассказывает о своих любимых альбомах уходящего года, который был богат не только хип-хопом.

Kendrick Lamar «To Pimp A Butterfly»

В уходящем году к консенсусу по поводу лучшего альбома в кои-то веки пришли все музыкальные критики по обе стороны Атлантики. Бывший протеже продюсера Доктора Дре окончательно утвердился в роли самостоятельной величины и лучшего рэпера текущего момента. На своем альбоме он одновременно устраивает ревизию черной музыки за последние сто лет, успевает высказаться по поводу стрельбы в Фергюсоне, порассуждать о свалившейся на него славе и даже взять интервью у легендарного Тупака Шакура. Более насыщенной записи популярная музыка не знала уже много лет, тем интереснее посмотреть, что случится с Кендриком дальше.

Скриптонит «Дом с нормальными явлениями»

Неожиданный для большинства меломанов российский прорыв конца года — казахский рэпер Адиль Жалелов, он же Скриптонит. Артист говорит, что его целью было достижение предельной аутентичности — не сделать, «как у черных», а придумать что-то свое. Цель достигнута — соул, ритм-н-блюз, хип-хоп всех мастей здесь смешаны в уникальный коктейль, который уже поразил воображение не только патрона Скриптонита Басты, но и, скажем, Трики.

Баста/Смоки Мо

Первый русский альбом года (релиз состоялся в ночь на 1 января) и хит продаж русского iTunes — результат союза двух трудоголиков российского хип-хопа. Взяв в напарники петербуржца Смоки Мо Василий Вакуленко выдал длинный и захватывающий диск, на котором нашлось место цитатам из «Амадея» Милоша Формана, сэмплу Елены Ваенги и воспоминаниям о лихом прошлом.

Dr. Yen Lo «Days With Dr. Yen Lo»

Российского меломана наверняка привлечет надпись «Kostroma was not invited» на обложке — и привлечет не зря. Доктор Йен Ло — гипнотизер из фильма «Маньчжурский кандидат», а в данном случае за этим именем скрылись рэпер по имени Ка и продюсер по прозвищу Preservation. Вместе они создали один из лучших рэп-альбомов года, настроением напоминающий микс душного научно-фантастического хоррора и фильма-нуар.

Deafheaven «New Bermuda»

Среди почитателей «настоящего» блэк-металла этот коллектив из Сан-Франциско любовью не пользуется. Ему ставят высокие баллы хипстерские издания типа Pitchfork, они не живут в землянках и не спят в гробу. Вместо этого Deafheaven черпают вдохновение скорее в постпанке и готике и на «New Bermudas», нарушив все жанровые конвенции, выдали пять песен эпического масштаба, в котором блэк-металлическое рубилово — лишь один из инструментов для погружения слушателя в звуковой омут.

Blur «The Magic Whip»

Лучший камбэк-альбом года и едва ли не лучшая запись в дискографии британских легенд брит-попа. Дэймон Албарн со товарищи никуда не спешили, работали над пластинкой несколько лет, и это чувствуется — так точно и выверенно звучит Blur образца 2015 года. Хочется верить, что в группе уже идет работа над продолжением этого альбома-путешествия, в котором мечты о космосе соединяются с отчетом о поездке в Пхеньян.

Bob Dylan «Shadows In The Night»

Выпуская предыдущий альбом «Tempest», Боб Дилан не исключал, что он станет его последней записью, и, к счастью, обманул. В начале 2015 года патриарх фолк-рока облачился в костюм эстрадного крунера и записал целый альбом, состоящий из песен из репертуара Фрэнка Синатры. Причем сделал это урожденный Роберт Циммерман так проникновенно, что его поклонники вряд ли могут представить тихий зимний вечер без «ночных теней».

Chris Cornell «Higher Truth»

Крис Корнелл — главный красавец эпохи гранжа — пару лет назад выпустил альбом с возрожденными Soundgarden и больше не обязан молодиться на потребу публике. Если с основной группой он несет тяжелую повинность сложных ритмов и мудреного гитарного строя, то в сольном формате может позволить делать все, что душе угодно. На сей раз душа разменявшего шестой десяток артиста лежит к полуакустическому звуку и внятным аранжировком, не заслоняющим дивной красоты мелодии и, конечно, потрясающий голос.

Prodigy «The Day Is My Enemy»

Британские технопанки в этом году более чем наглядно продемонстрировали запасы пороха и других необходимых для расширения границ веществ. В условиях рушащегося мира Максим, Кит Флинт и Лайам Хаулетт чувствуют себя максимально комфортно, поскольку знают, что за разрушением старого мира неминуемо следует заря мира нового — а между ними, конечно, вечеринка.

Marilyn Manson «Pale Emperor»

Последний альбом Мэнсона — идеально темперированный коктейль из глэм-металла и кинематографичной готики. Не последнюю роль в успехе этой пластинки сыграл ее продюсер и нынешний гитарист группы — кинокомпозитор Тайлер Бейтс. И неслучайно одним из самых удачных треков стал написанный для боевика «Джон Уик» номер «Killing Stranges», название которого идеально отражает нынешние намерения Мэрилина.

Tame Impala «Currents»

Лидер и единственный постоянный участник неопсиходелической группы Tame Impala на новом альбоме решил радикально сменить вектор развития коллектива. На двух предыдущих альбомах, апеллировавших к гармониям The Beatles, наложенным на витиеватый бит, «Currents» звучит более танцевально, в духе 80-х. С другой стороны, на месте остались и красивые мелодии, и ироничная ухмылка, и фирменная меланхолия, за которые Паркера полюбили несколько лет назад во всем мире.

Sun Kil Moon «Universal Themes»

Марк Козелек продолжает поставлять новые альбомы по одному-два в год, при этом непостижимым образом умудряется наращивать их качество. На сей раз львиная доля пластинки посвящена работе Козелека над лучшим фильмом года — «Молодостью» Паоло Соррентино. Но это если брать событийную сторону, а по сути, оставаясь одним из лучших современных гитаристов, Марк традиционно рассуждает обо всем на свете — тех самых вечных темах, которые вынесены в заглавие.

Foals «What Went Down»

Начав как одна из самых затейливых «групп для хипстеров», британские мат-рокеры под руководством грека Яниса Филиппакиса в этом году не только сняли клип в Киеве, но и выпустили самый зрелый и разнообразный свой альбом. Теперь Foals куда ближе к современному арт-року, а настроение на альбоме «What Went Down» варьируется от ярости до эйфории и мягкой меланхолии.

Baroness «Purple»

В 2012 году группа Baroness — одни из передовиков современной тяжелой музыки — чуть не перестали существовать из-за жуткой аварии, в которую угодил их туровый автобус. Вокалист и гитарист Джон Бэйзли с тех пор не чувствует верхнюю часть руки, но чудесным образом сохранил способность играть на гитаре. Эти события, конечно, значительно повлияли на новую запись группы. По сравнению с предыдущим двойным альбомом «Yellow & Green» «Purple» вышел куда более сфокусированным и решительным, что ли, — будто бы этим людям бояться уже нечего.

Algiers «Algiers»

А вот настоящий музыкальный прорыв, преступно недооцененный под валом других достойных релизов. Algiers с непривычки звучат как настоящая музыка будущего, в которой все смешивается со всем: госпел и танцевальная электроника, шумовые гитары и похожий на звон цепей бубен, постпанковая ритмика и песни черных плантаций. Причем все эти ингредиенты, будто бы случайно сошедшиеся в одном пространстве, составляют какое-то гипнотическое варево, музыку, способную менять пространство вокруг слушателя.

Future «DS2»

Нейведиус Уилберн, также известный как рэпер Future, в этом году был невероятно продуктивен: три микстейпа (плюс еще один с Дрейком) и суперхит «Payback» из саундтрека к «Форсажу 7». «DS2», в свою очередь, его очередной полноценный альбом, который формально посвящен расставанию с певицей Сиарой, а на деле показывает, как разнообразно может звучать современный хип-хоп. Та версия, которую предлагает Фьючер, пожалуй, больше всего напоминает индустриальный морок — тот, в который не без радости каждый вечер окунаются жители мегаполиса.

Vince Staples «Summertime '06»

Рэперу Винсу Стэйплсу всего 22, но уже есть что вспомнить, как это и положено парню из неблагополучного района. Концептуальный альбом, как следует из названия, посвящен одному лету 2006 года (а на самом деле — портрету черных гетто). Несмотря на всю специфику, кажется, что такой мрачный, злой и при этом разнообразный район вполне мог бы появиться в России — пульс этой музыки куда лучше чувствуется во время ночной прогулки по спальному району в любой точке мира.

Drake «If You're Reading This It's Too Late»

Канадский плейбой и трудоголик Дрейк обещает новый альбом только в следующем году, а эту работу предлагает именовать микстейпом. В этом есть, конечно, доля кокетства — с точки зрения качества до таких микстейпов далеко и иным альбомам даже популярных рэперов. С другой стороны, играя мускулами, Дрейк не забывает предъявить свой обновленный стиль, который больше не требует постоянного присутствия низких частот и ставит в тупик тех слушателей, которые пытаются понять, что в этих песнях было сначала — бит или текст.

Refused «Freedom»

Почти 20 лет назад, в 1998 году, альбом шведских хардкорщиков Refused произвел революцию в жанре, показав, что даже такую быструю и вроде бы тупую музыку можно сделать искусством. Оказавшись в мейнстриме, шведы поняли, что идут поперек идеалам анархизма, и приняли решение о самороспуске. Сейчас они вновь собрались и выпустили альбом, не вполне подпадающий под жанровые определения: хард-рок, хардкор, постпанк соединяются с барочными духовыми и детским хором. Видимо, все эти годы понадобились Refused, чтобы понять, что главное свойство панка — способность нарушить любое правило.

Wire «Wire»

Британские постпанк-авангардисты почти с 40-летней историей продолжают выпускать альбомы один лучше другого. На прошлом «Change Becomes Us» они разбирались со старыми неизданными песнями, а для первой в своей истории одноименной пластинки подготовили совершенно новый материал, который, впрочем, вполне тянет на своеобразный «Best Of».