Пенсионный советник

Молотильные яблоки

Вышел альбом «Hardwired… To Self-Destruct» группы Metallica

Ярослав Забалуев 22.11.2016, 14:07
Выступление группы Metallica в Нью-Йорке, 28 сентября 2016 года Amy Harris/Invision/AP
Выступление группы Metallica в Нью-Йорке, 28 сентября 2016 года

Увидел свет новый альбом группы Metallica «Hardwired… To Self-Destruct» — первая работа музыкантов за восемь лет.

Священное чудище американского метала Фил Ансельмо (экс-вокалист коллектива Pantera, лидер супергруппы Down) как-то назвал Metallica единственной группой, достойной имени «металлических The Rolling Stones». «Они умеют делать музыку вместе и могут заниматься этим вечно», — пояснил певец свою мысль. Если немного ее развить, то можно вспомнить, что прошлый альбом Джаггер и Ричардс удосужились записать 11 лет назад, а сейчас планируют пластинку каверов на блюзовые хиты.

У Metallica перерыв вышел поменьше — всего восемь лет, однако точно так же, как и в случае с The Rolling Stones, никому и в голову не придет попрекнуть группу недостатком продуктивности.

Напротив: и те и другие активно гастролируют, высказываются на актуальные темы, а Metallica даже основала собственный фестиваль.

Обложка альбома «Hardwired... to Self-Destruct» Blackened
Обложка альбома «Hardwired... to Self-Destruct»

Разговоры про новый альбом, преемник «Death Magnetic» 2008 года, начались, кажется, для успокоения разгневанных коллаборацией с Лу Ридом («Lulu») — и велись около пяти лет. Музыканты коллектива то и дело говорили, что работа над написанием песен в самом разгаре,

потом кто-нибудь из группы терял айфон с сотнями новых риффов, и сочинение начиналось заново.

Потом Metallica отправлялись на гастроли, отмечали юбилеи альбомов… В общем, сообщения о новых песнях стали казаться чем-то дежурным, необязательным — в конце концов, народ на концерты не за новинками ходит, а за «Enter Sandman» и другими хитами. В начале нынешнего года барабанщик и мастер хеви-маркетинга Ларс Ульрих в очередной раз анонсировал скорый выход пластинки. Тем удивительней было, когда

в конце августа Metallica внезапно выпустили новый клип и объявили дату выхода двойного альбома.

Релиз получился действительно размашистым. Во-первых, музыканты сняли по клипу на каждую песню. Конечно, эти видео вряд ли смогут конкурировать с «визуальными альбомами» типа «Lemonade» Бейонсе, но желание следовать духу времени вызывает уважение. Во-вторых, в люксовом издании дисков целых три. На бонусную пластинку попал разминочный сингл «Lords of Summer», выпущенный два года назад, кавер-версии песен Дио, Deep Purple и Iron Maiden, а также десятка концертных треков. Что же касается основной программы, то говорить про нее, разумеется, сложнее всего.

Это, конечно же, демонстрация достижений.

С первых же минут этого монструозного альбома понятно:

перед нами не столько попытка создать опус магнум, сколько желание доказать, что даже на шестом десятке музыканты еще ого-го.

Лишь заглавный трек здесь идет меньше пяти минут, а три из дюжины — дольше семи. Поскольку речь шла о том, чтобы максимально продемонстрировать сердечную молодость, баллады в этот раз решили не сочинять. Только средний и быстрый темп, скоростные соло и надсадное пение в духе «Master of Puppets». Во время первого прослушивания может показаться, что в смысле сочинения песен Джеймс Хетфилд и Ларс Ульрих окончательно предпочли количество качеству.

Одинаковые, примитивные скоростные риффы и соло Кирка Хэммета обращаются со слушателем как осатанелый тренер с новичком в спортзале.

От этих песен человек, знающий Metallica по песне «Nothing Else Matters», гарантированно устанет, причем очень быстро. С другой стороны, уже второй заход (если первый был-таки доведен до конца) помогает различать песни — и в целом примиряет с происходящим.

В конце концов, Хетфилд — один из лучших вокалистов в треш-метале, Ульрих — хоть и худший в жанре барабанщик, но на студии с задачей справляется. Ну да, здесь есть «Atlas, Rise» с хеви-металлическим соло, которому позавидуют тяжеловесы Helloween и Judas Priest. Есть раскачка «Now That We're Dead» и «Dream No More», есть условно романтический номер «Halo On Fire»,

а также два молотильных хита, для того чтобы как следует потрясти башкой, — заглавная песня и финал «Spit Out The Bone».

Также верно и то, что никакой новой классики у музыкантов не получилось, но ее никто особенно и не ждал.

Потому что «Hardwired...» — не совсем альбом, как и сама Metallica — не вполне группа.

Уже многие годы Ульрих и Хетфилд, по сути, возглавляют крупнейшую в мире хеви-металлическую корпорацию, производящую самую разную продукцию — от медиатров с автографами до фирменной «Монополии» с фигурками артистов. Новый альбом — еще один лот в этом продуктовом ассортименте, который, разумеется, нуждается в регулярном обновлении. Оценивать его коммерческую привлекательность бессмысленно — достаточно взглянуть на бешеные цифры предзаказов альбома. Оценивать с точки зрения искусства — бессмысленно вдвойне:

эти песни похожи на големов, собранных из воображаемого треш-металлического лего.

Тут может возникнуть вопрос, в чем же секрет популярности и долголетия, но любому металлисту ответ на этот вопрос известен давным-давно. И кроется он в том ощущении, которое стадионы всего мира испытывают, когда Хетфилд с расстановкой издает сакраментальный рык: «Metallica loves you».