Лариосик («Дни Турбиных», 1954)
К тому моменту, как новый худрук Театра имени Станиславского, великий мхатовский актер Михаил Яншин назначил Евгения Леонова на роль Лариосика, молодой актер уже успел сыграть несколько ролей в кино и всерьез задуматься о смене профессии. Специфическая внешность, некоторые проблемы с дикцией и природная стеснительность помогли Евгению Павловичу поступить в театральный (приемная комиссия хохотала в голос, когда он читал стихи), но мешали делать настоящую карьеру. Яншин же разглядел в Леонове своего преемника и отдал ему роль, которую играл сам и после которой артист проснулся знаменитым на всю столицу.
Глеб Шулейкин («Полосатый рейс», 1961)
Буфетчик, вынужденно переквалифицировавшийся в дрессировщика тигров и львов, — первая безусловно звездная кинороль Евгения Леонова. В «Полосатом рейсе» Владимира Фетина проявилось если не все, то очень многое, за что актера по сей день любят зрители: обаятельная неуклюжесть, мягкие интонации и общий образ обаятельного недотепы, с которым легко и приятно ассоциировать себя в минуты неловких жизненных казусов.
Яков Шибалок («Донская повесть», 1964)
Одна из первых неожиданных работ Леонова — роль красноармейца, влюбленного в казачку, в экранизации рассказа Михаила Шолохова «Шибалково семя». Благодаря этой картине, в которой Леонов блистательно сыграл дуэтом с Людмилой Чурсиной, зрители и кинематографисты увидели, что, несмотря на располагающую округлую внешность и добродушное обаяние, Евгений Павлович вполне способен и на острохарактерные роли.
Винни-Пух («Винни-Пух», 1969)
Без этого мультфильма и двух его продолжений образ Леонова-актера будет, разумеется, неполон. Наряду с Анатолием Папановым и Василием Ливановым Евгений Павлович стал одним из главных мультипликационных голосов для множества поколений советских и российских детей. Впрочем, кроме «Винни-Пуха» хочется в связи с этим вспомнить еще и блистательное «Волшебное кольцо», и другие мультфильмы по сказкам Бориса Шергина, в которых Леонов блистательно исполнил роль рассказчика.
Иван Приходько («Белорусский вокзал», 1970)
Одна из ключевых драматических и даже трагических ролей в карьере Леонова — бывшего разведчика, а ныне слесаря, встречающегося с фронтовыми товарищами на поминках по умершему однополчанину. Благодаря «Белорусскому вокзалу» многие зрители открыли в Евгении Павловиче невероятную трагическую глубину. Оказалось, что он может быть совершенно не смешным, а от одного взгляда из-под насупленных бровей в глазах могут встать слезы.
Король («Обыкновенное чудо», 1978)
Еще одна неожиданная комическая грань Евгения Павловича раскрылась в захаровской экранизации гениальной сказки Евгения Шварца. Склочный, подленький Король в исполнении Леонова излучал совершенно неотразимое отрицательное обаяние.
Прохоров («И это все о нем», 1978)
Несмотря на то что Леонов никогда не злоупотреблял эксцентрикой, роль спокойного и обстоятельного следователя Прохорова стала чем-то новым даже по его меркам. В многосерийном детективе Игоря Шатрова Леонов неожиданно перевоплотился в персонажа уровня сименоновского Мегрэ — рассудительного, будто бы чуть рассеянного, но внимательного и терпеливого. Оказалось, что крепко удерживать зрительское внимание артист запросто способен и без единого гэга или трюка.
Антти Ихалайнен («За спичками», 1980)
Один из последних классических фильмов Леонида Гайдая — бенефис Леонова-эксцентрика. После множества ролей в драматических комедиях Георгия Данелии Евгений Павлович с легкостью и блеском сыграл в фильме противоположной направленности — построенной на гэгах экранизации повести финского писателя Майо Лассила.
Павел Иванович Васин («Слезы капали», 1982)
Самый, наверное, печальный фильм Данелии — рассказ о том, как добрейшему жителю провинциального Зареченска попадает в глаз осколок кривого зеркала троллей. Сказочная завязка в картине разворачивается в щемящую историю о том, как злоба съедает человека изнутри, а Леонов сыграл здесь одну из своих самых сложных и бескомпромиссных ролей.
Тевье («Поминальная молитва», 1989)
Последняя и абсолютно блистательная театральная работа Леонова — Тевье-молочник в ленкомовском спектакле по пьесе Григория Горина, основанной на произведениях Шолом-Алейхема. За эту роль Евгений Павлович был удостоен Государственной премии России. Именно собираясь на этот спектакль в 1994 году, актер скончался после отрыва тромба.