Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Ленинград», «Петербург», «Кинотавр»

В Сочи открылся 27-й «Кинотавр»

__is_photorep_included8289563: 1
Дневник «Кинотавра»: Михаил Ефремов в панаме, Рената Литвинова ищет бриллианты, Сергей Шакуров рассказал анекдот про Брежнева, а церемония открытия прошла между «Ленинградом» и «Петербургом».

Гости прибывали на «Кинотавр» все выходные, и к моменту открытия фестиваля многие уже освоились — в гостинице «Жемчужина» и окрест царила крайне дружелюбная и домашняя атмосфера. Хранителем уюта вполне можно назвать Михаила Олеговича Ефремова, который в этом году предпочитает наряд, будто вдохновленный иконическим образом Рауля Дюка из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Правда, с легким политическим подтекстом — на обязательном для героя головном уборе красуется крупная надпись «Panama».

Что же до самой церемонии открытия, то, за исключением традиционных посланий от президента и премьера, она оказалась одновременно самой эффектной и самой внешне простой за последние несколько лет. Секрет этого парадокса имеет имя — ведущей вечера была назначена Рената Литвинова, которая трогательно прижимала к груди папку со сценарием, но ни разу туда не заглянула, создавая впечатление импровизированного стендапа.

Рената Муратовна сразу взяла высокую ноту, рассыпавшись в комплиментах к фестивалю, который давно стал домом для независимого российского кинематографа. После того как на экране показали нарезку из конкурсных фильмов этого года, Литвинова выразила надежду «найти бриллианты на этом Клондайке» и таким образом задала тон всему вечеру — ограненные алмазы вслед за ней поминали и продюсер Сергей Сельянов, представлявший фильм открытия «Петербург. Только по любви», и член жюри полнометражного конкурса актриса Мария Шалаева.

Другой участник судейства, актер Сергей Шакуров, удостоился от ведущей звания главного мачо российского кино.

Артист так обрадовался, что приветственное слово начал с рассказанного в лицах анекдота про Брежнева, роль которого с успехом исполнил в свое время в сериале Первого канала. Еще одной звездой в жюри стала режиссер последних клипов «Ленинграда» Анна Пармас: отрывки из привлекших внимание российских властей музыкальных видео «В Питере — пить» и «Экспонат» были даже показаны на экране, правда без звука.

Когда же все члены жюри во главе с Николаем Лебедевым понадеялись на успешные поиски бриллиантов, а Сергей Бодров получил почетный приз, пришло время показа альманаха «Петербург. Только по любви». Картина, которая выйдет в российский прокат в сентябре, составлена из семи новелл, снятых женщинами-режиссерами. Собственно, присутствием фильма в программе отчасти и было обусловлено назначение Литвиновой ведущей — ее «Снами Иосифа» альманах финиширует, и именно эта работа была одной из самых ожидаемых в программе киносмотра.

Однако дождаться акварельной кинофантазии, вдохновленной стихами Бродского, было не так непросто.

«Петербург» будто бы нарочно выстроен по нарастанию художественных достоинств от новеллы к новелле. Первая, «Аничков мост» про экскурсовода Полину Кутепову, остроумно придумана, но рассыпается из-за стремления режиссера усилить драму. «Девочки» Анны Пармас про маму и ее взрослую дочку по ритму напоминают ее клипы для «Ленинграда», но вместо песен тут звучат немного назойливые диалоги про Сталина и «либерастов». «Выгул собак» Авдотьи Смирновой — остроумное, но резковатое формальное упражнение в жанре романтической комедии, зато с Михаилом Боярским в роли шамана из коммуналки.

Лучшим же стало «Утро» Оксаны Бычковой, в котором Надежда Лумпова и Александр Паль разыгрывают историю влюбленности студентки и глухонемого. И дело даже не в точно и ловко придуманном сюжете, а в одном идеальном эпизоде, когда рядом с героями, идущими по одному из питерских дворов-колодцев, вдруг материализуется чернокожий матрос. Он не нужен для сюжета, он не несет никакой смысловой нагрузки, зато он смешной и абсолютно кинематографичный. И когда он выходит из кадра, хочется, чтобы его обязательно взяли на заметку все ведущие российские кинематографисты. Кажется, что с ним искомых бриллиантов в российском кино станет куда больше.