Пенсионный советник

Бумеранг тревоги

В прокате «Москва никогда не спит» Джонни О'Райли

Ярослав Забалуев 04.09.2015, 19:04
Blinder Films/Snapshot Films

В прокате «Москва никогда не спит» — попытка ирландского режиссера Джонни О'Райли объясниться в любви столице при участии Алексея Серебрякова и Юрия Стоянова.

Пожилой актер (Юрий Стоянов) приходит в себя на столе ординаторской с понятным вопросом «Рай или ад?». Узнав, что он находится в московской больнице, он констатирует «Ад» и закрывает глаза, довольствуясь тем, что жить осталось уже недолго. Так начинается московское утро в День города. День, когда в офис неуживчивого бизнесмена Антона (Алексей Серебряков), расположенный в высотке «Москва-Сити», нагрянут налоговая и ОМОН. День, когда девушку Антона попытается увести ее бывший любовник Илья – кстати, сын актера (Олег Долин). День, когда пересечется с десяток линий очень разных судеб, чтобы на закате разойтись навсегда. Обычный день в большом городе.

Ирландец Джонни О'Райли уже 12 лет живет в столице, а «Москва никогда не спит» — это уже третий его полнометражный фильм. Поупражнявшись в жанровом кино («Прячься» — заснеженный триллер пятилетней давности), он решил признаться в любви приютившему его городу, а заодно объяснить своим соотечественникам, почему он редко бывает на родине. Для признаний в любви у кинематографистов всего мира вот уже с десяток лет есть устоявшаяся форма – киноальманах. Началось все, как мы помним, с фильма «Париж, я люблю тебя», потом были картины про Нью-Йорк и Гавану. Для того чтобы нарисовать максимально полный образ города, О'Райли взял очень разных героев – от гопников до бизнесменов и артистов – и связал их по методике оскароносного «Вавилона» Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

Правда, поскольку выход картины в прокат приурочен к празднованию 868-летия Москвы, куда больше у нее общего с праздничными альманахами типа «Елок», в которых незнакомых героев объединяет какой-нибудь «бумеранг добра».

Впрочем, сходство здесь только на уровне метода. С точки зрения формы и тематики у фильма куда больше общего с мрачноватыми мелодрамами телеканала «Россия 1». Там тоже обязательно кто-то умирает, а кто-то непременно живет и пьет водку в коммунальной квартире, не забывая, конечно, о душе. В «Москве» роль сильно пьющего россиянина традиционно досталась Михаилу Олеговичу Ефремову, который появляется на экране со словами «Иди, купи поесть и выпить». Однозначной удачей и главной причиной посмотреть фильм О'Райли можно с уверенностью назвать героя, сыгранного Юрием Стояновым.

Блестящий актер, редко появляющийся на большом экране, едва ли не единственный, кто действительно не играет, а живет на экране и вызывает настоящее сочувствие.

Ближе к финалу картины, когда судьбы всех персонажей приближаются к предсказуемому краху, становится понятно, что куда больше фильму подошло бы название другого не слишком удачного альманаха «Москва, я тебя ненавижу». Полюбить российскую столицу после фильма О'Райли непросто. Это, разумеется, не недостаток – режиссер и не подписывался снимать панегирик. Более того, чисто визуально картина довольно точно транслирует знакомую москвичам тревогу, висящую во влажном сентябрьском воздухе. Жаль только, что для этого фона так и не нашлось достойных сюжета и персонажей – за исключением, разве что, красиво застывшего памятника Гагарину, украсившего начальные титры.