Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

5 главных книг июля

Что читать летом

Путеводитель по современной левой мысли, авантюрный роман, направленный против индийской кастовой системы, история инноваций и архитектуры: «Газета.Ru» рассказывает о пяти главных книгах, вышедших в июле.

«Маркс, Маркс левой!» Алексея Цветкова

Алексей Цветков участвовал в создании книжного магазина «Фаланстер», был ответственным секретарем «Лимонки» и составлял антологию современного анархизма и левого радикализма. В октябре 2014-го он получил литературную премию Андрея Белого за сборник «Король утопленников». Через несколько месяцев — премию «НОС» за него же.

Такую прозу, как «Маркс, Маркс, левой!», будь автор чуть менее талантлив, сочли бы грубо скроенной агиткой — если не сказать набросом на идеологический вентилятор. Открывает книгу своего рода иконостас — небольшие эссе-портреты советских философов Ильенкова и Богданова, террориста Нечаева, главного прототипа одного из «бесов» Достоевского, несколько текстов о Ленине. За ними следуют публицистика, автобиографические заметки, рецензии, вскрывающие политическую изнанку журнала «Большой город», фильма «Голодные игры» и современной поэзии.

Цветков транслирует ту бодрую и подтянутую левизну, не знающую компромиссов и вариативности мнений, которой так легко очароваться («Кто обязывает нас смотреть на революцию исключительно такими, заплаканными и женскими глазами?»). Главная черта его прозы — заложенная в ней невозможности свернуть с пути, твердость выбора. Каждый новый кусочек текста служит поступательному развитию радикализма. Это не война-игра, которую ведут в своих колонках либеральные публицисты, и не попытки доесть наконец законсервированный труп советской культуры (кстати, на вопрос, почему нельзя хоронить мумию Ленина, Цветков тоже отвечает). Его максимально внятные, в иных местах даже дотошные тексты держатся на остром переживании современности, момента «здесь и сейчас», которого лишена большая часть сегодняшних литературных опытов.

«Люди и кирпичи: 10 архитектурных сооружений, которые изменили мир» Тома Уилкинсона

«Архитектура — самый необходимый из всех видов искусств», — утверждает Том Уилкинсон. В десяти эссе, которые соединила книга «Люди и кирпичи», историк объясняет, как архитектура меняла общественное сознание и наоборот. Среди его наблюдений встречаются рассказы о Палаццо Ручеллаи во Флоренции и садах Пекина, а также ответы на вопросы, кто первый осудил гротеск, с какими социальными потрясениями связано появление многоэтажек и что общего у американских башен-близнецов с Бастилией. Из каждой главы произрастает более глобальная тема: архитектура и труд, архитектура и мемориальная функция. Из Древнего Вавилона Уилкинсон перескакивает во Флоренцию эпохи Возрождения, из Лондона 1930-х годов — в современный Рио-де-Жанейро. В целом книга выглядит как жвачка для эрудитов. Уилкинсон вписывает выбранные постройки в символическое поле культуры, а заодно травит анекдоты о том, как композитор Густав Малер пытался отучить петуха кукарекать, а первая хижина попала в Европу благодаря колонизаторам.

«Серьезные мужчины» Ману Джозефа

Авантюрный роман журналиста Ману Джозефа о пережитках кастовой системы в Индии вышел в свет в 2010 году и почти сразу отхватил литературную премию Hindu Best Fiction. За ней последовал ряд престижных европейских наград.

Его герой Айян — «темный опрятный мужчина, но все же какой-то уцененный» — принадлежит к касте «далитов», или «угнетенных», живет в трущобах и служит секретарем у чокнутого астрофизика. Он карикатурный ловкий плут, который троллит приверженцев традиционной культуры и выдает своего сына за математического гения. За невинными вопросами учителям («Из чего состоит гравитация, мисс?», «Почему листья зеленые?»), которые мальчику надиктовывает заботливый папаша, следуют фальшивые публикации в газетах и попытки поступить в институт в 11 лет. Его маленькая ложь разрастается, пухнет и наконец заполняет собой все пространство.

Впрочем, миф о гениальности собственного ребенка способен раздуть любой родитель. Но в изложении Ману Джозефа история авторитарных отцов и их забитых детей приобретает еще и социальный оттенок. Вот школьники из англоязычных школ наведываются в трущобы, чтобы рассказать женщинам об их правах, в то время как местные мальчики царапают гвоздями машины их родителей. Вот Джозеф устами своего героя утверждает, что справедливость — это когда нищие все.

Роман работает на контрастах: бедняцким трущобам противостоят просторные коридоры научного института, ученым мужам, занимающимся отловом инопланетян с помощью воздушного шара, — в меру неприятный аферист из народа. Джозеф рисует мир, в котором имеют права на жизнь только особенные, гении. Для всех прочих социальный лифт не работает.

Очевидно, что он объясняет родину иностранцам — бодро и не вдаваясь в излишние культурологические подробности и публицистические рассуждения о социальном неравенстве. Не замахиваясь на грандиозный эпос, Джозеф избегает обобщений и обличительного пафоса. Именно поэтому его героя-бедняка сложно назвать типичным. Он не похож на ту абстракцию, к которой европейских читателей приучили Гоголь или Диккенс. Именно через его выходки проступают общественные болячки.

«Краткая история США» Роберта Римини

Книга Роберта Римини была написана аккурат к президентским выборам 2008 года, приведшим Обаму к власти. Именно с этого события, а не с заселения Нового Света он начинает свое повествование. Историк Роберт Римини написал дюжину работ о президентстве демократа Эндрю Джексона, многотомную историю американской империи, свободы и демократии, биографии политиков Генри Клея, Мартина ван Бюрена и Дэниела Уэбстера. В этот раз у него получился беллетризованный учебник по истории. Аккуратно двигаясь от колонизации и Войны за независимость к Великой депрессии и избранию первого темнокожего президента, он как будто между делом объясняет, как сложился типичный американец, когда деньги стали социальным двигателем, а республика превратилась в демократию.

«Инноваторы» Уолтера Айзексона

Главный вопрос, которым задается Уолтер Айзексон, журналист, автор биографий Стива Джобса, Генри Киссинджера и Альберта Эйнштейна, — стоит ли так однозначно превозносить личность изобретателя, когда речь идет о коллективном труде. Отказавшись от идеи слепить очередного кумира, он напоминает, что компьютер и интернет придумали не гении-одиночки. Айзексон обращает внимание на социокультурные нюансы, которые обеспечивает государство, и совместную работу хакеров, изобретателей и предпринимателей. Он рассказывает, кто приложил руку к изобретению компьютера, создал первые языки программирования и микрочипы. В результате выходит коллективный портрет ученого на фоне эпохи, своего рода альтернатива очередной биографии великих людей.

Новости и материалы
Россиянин сделал шаурму с начинкой из наркотиков и попался полиции
В Раде подсчитали число уклонистов
Россиянин сел на 10 лет за попытку переметнуться на сторону ВСУ
Telegram удалил более 256 000 запрещенных материалов по требованиям РКН
Раскрыты детали «помолвки» Леонардо Ди Каприо и его возлюбленной
Путин предрек во сколько раз вырастет вклад туризма в ВВП страны к 2030 году
В ГИБДД рассказали, сколько россиян провалили экзамен по вождению
«Тяжело морально»: Лазарев резко сбросил вес на фоне теракта в «Крокусе»
Жена Константина Ивлева сообщила о травме позвоночника после падения
Мари Краймбрери вступилась за знаменитостей, которые помогли пострадавшим в теракте
Путин проводит совещание по внутреннему туризму в РФ
В Сибири учителя, обвиняемого в педофилии, выпустили на свободу
Apple может надолго отменить выход складного iPhone
Лавров упрекнул Армению в шельмовании России
В конгрессе потребовали от Пентагона отчитаться за африканские госперевороты
В Англии школьнице удалили из желудка комок волос весом 3 килограмма
Продюсер заявил, что Лайму Вайкуле создали «назло Пугачевой»
Бывшая «Мисс Вселенная» назвала любимую вещь в гардеробе
Все новости