Пенсионный советник

Кричи еще

Телеканал MTV показывает сериал «Крик»

Ярослав Забалуев 13.07.2015, 12:24
__is_photorep_included7635229: 1

На американском телеканале MTV идет сериал «Крик» — попытка вдохнуть новую жизнь в легендарный постмодернистский хоррор Уэса Крэйвена.

Школьница Нина (актриса и певица Белла Торн) подсмотрела, сняла и выложила на YouTube, как ее нелюдимая одноклассница Одри (Бекс Тэйлор-Клаус) энергично целуется с подругой в машине. В США есть целая культура подросткового троллинга, и в рамках этой традиции ролик сразу стал хитом интернета, а под ним появились комментарии в духе «Сдохни, тварь», адресованные героине. Умереть, однако, пришлось Нине. За ней и ее бойфрендом пришел знакомый по франшизе «Крик» убийца с большим ножом и в черно-белой маске — правда, немного отличной от той, что мы видели в фильмах серии. Это, разумеется, только старт череды убийств, которые потрясут городок Лейквуд и заставят вспомнить об изуродованном маньяке, который резал подростков много лет назад.

Прежде всего в сериале «Крик» поражает то, как стремительно он устарел.

Авторы опоздали совсем немного, но коллизия с осуждаемой сверстниками лесбиянкой после повсеместного разрешения однополых браков уже выглядит немного ретро. С остроумной завязкой, основанной на мести за интернет-троллинг, канал MTV, отложивший премьеру сериала почти на год, тоже несколько прогадал. Куда брутальнее и острее эта проблема исследована в картине Лео Габриадзе «Убрать из друзей», с успехом прошедшей в Штатах несколько месяцев назад.

Впрочем, эти промашки, отбрасывающие «Крик» в направлении ностальгического кинематографа, в итоге лишь добавляют происходящей на экране нелепице известного обаяния. Да и вообще перенос культового ужастика Уэса Крэйвена в формат сериала изначально выглядел идеей странноватой. Первый «Крик» вышел почти 20 лет назад (в 1996-м) и был реакцией на опостылевшие даже фанатам хоррора однотипные слэшеры про маньяков. Крэйвен и сценарист Кевин Уильямсон подошли к делу с деконструкторским азартом и сделали фильм о подростках, которые, в общем, в курсе, что находятся в фильме ужасов: знают, в каком порядке им придется умирать, понимают законы жанра и ищут убийцу, опираясь на собственную насмотренность.

Сегодня такая концепция выглядит, мягко говоря, надуманной.

Жанр хоррора пережил несколько революций и сейчас не только живее всех живых, но и довольно далеко ушел от слэшеров, над которыми потешались Крэйвен и Уильямсон. Попытка адаптировать их идеи для молодежной аудитории MTV кажется настолько оторванной от реального запроса публики, что выглядит даже мило. «Крик» вроде бы адресован юным зрителям, однако на них здесь рассчитаны разве что остроты про сериал «Ганнибал». Все лучшие шутки здесь в то же время ориентированы на людей, стремительно приближающихся к кризису среднего возраста, тех, чье отрочество пришлось на премьеру первого «Крика».

С другой стороны, авторы сериала, вероятно, отдают себе отчет в том, что лихой концепт — это не все, чем оригинал завоевывал фанатов.

На самом деле основное напряжение в фильме создавалось за счет столкновения постмодернистской концепции и Сидни Прескотт (героини Нив Кэмпбелл), которой именно серьезное отношение к происходящему позволяло всякий раз оставаться в живых. Проще говоря, успех или неуспех сериала зависит от того, появится ли среди множества женских персонажей такая героиня. Претендуют на это место как минимум трое. Если это случится, то гениально придуманная авторами оригинала идея, возможно, получит что-то вроде нового рождения. Если нет — «Крик» можно адресовать разве что фанатам Крэйвена, для которых, несмотря на хоррор-ренессанс, все равно не придумали ничего лучше.