Пенсионный советник

По стопам декабристок

На телеканале «Россия 1» стартует сериал «Офицерские жены»

Игорь Карев 15.06.2015, 13:25
Телеканал «Россия»

«Россия 1» начинает показ сериала «Офицерские жены» — о непростой судьбе женщин, решивших связать свою жизнь с командирами Красной армии.

Май 1941 года. Муж Катерины Антоновой (Мария Порошина, Светлана в «Ночном дозоре»), командир РККА, репрессирован, и ей приходится одной воспитывать дочь Надю (Ольга Арнтгольц), а также дочь своих арестованных друзей Варю Козуб (Анна Арефьева). Девочки уже заканчивают школу, они талантливые, но своевольные — что добавляет забот Катерине, которая пытается скрыть от окружающих страшную правду и выдает Варю за свою племянницу.

С началом Великой Отечественной войны Надя и Варя всеми силами пытаются попасть на фронт. В военкомате их отправляют домой, но они знакомятся с только что призванным на службу Алексеем (Виктор Хориняк, Руслан из «Оттепели») и все-таки пробиваются к бойцам, едущим воевать. Война оказывается не столь романтичной, как представлялось вчерашним школьницам, — они видят смерть недавних знакомых, попадают в плен, выдерживают издевательства немцев, бегут и возвращаются к Катерине.

Телеканал «Россия 1» начинает показ многосерийного фильма «Офицерские жены», повествование о событиях в одной семье репрессированных военных в течение нескольких десятилетий советской и российской действительности.

Сделала сериал компания Star Media, которая участвовала и в недавней военной драме Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие», а поставил «Офицерских жен» театральный и кинорежиссер и актер Дмитрий Петрунь (полицейский сериал «Бездна»).

«Офицерские жены» рассказывают примерно ту же историю, что и пронзительная советская драма «Офицеры» — с поправкой, разумеется, на то, что с момента выхода фильма Владимира Рогового прошло без нескольких лет полвека и о многом стало возможно говорить прямо.

Впрочем, о репрессиях и тогда можно было: писатель Борис Васильев вспоминал, что в его первом варианте сценария «Офицеров» героев Георгия Юматова и Василия Ланового арестовывают — и отпускают с началом войны.

Эти эпизоды исчезли, когда Кирилл Раппопорт по требованию киностудии переделывал две серии Васильева в одну, и их исчезновение по большому счету не повлияло на главную идею фильма — «есть такая профессия — Родину защищать».

В «Офицерских женах» с этой идеей сложно. Девочки, конечно, рвутся на войну, чтобы остановить врага, но в силу возраста и юношеского романтизма. Однако уже в первых сериях фильм сосредотачивается на описании невзгод, выпавших на долю тех, кто связал свою судьбу с армейскими командирами, акцентируя внимание на том, что в данном случае это Красная армия в разгар «Большого террора». Фактически героини сериала идут по стопам жен декабристов, сочинение о которых (названное так же, как и фильм) едва не привело к еще одной трагедии.

В советском фильме жены красных командиров были готовы следовать за мужьями куда угодно — в Среднюю Азию ловить басмачей или на фронт, спасать раненых.

В «Офицерских женах» долг офицера-командира Родине и его готовность отдать жизнь по приказу остается за кадром, а готовность жен принять жизнь мужа — какой бы она ни была — проговаривается едва ли не скороговоркой.

При этом «Жены» не заходят и за противоположную грань. Разрушившее их счастливую жизнь зло не персонифицировано, представители карательных органов появляются редко и почти не взаимодействуют с главными героями напрямую, а иногда просто помогают выжить — в знак того, что репрессии не перечеркивают боевое братство.

Даже немцы в первых сериях чаще всего показаны как далекая и неявная угроза, от которой надо бежать, не рассматривая ее вблизи.

Star Media уже обращалась к теме Великой Отечественной войны — эта компания выпускала сериалы «Ночные ласточки» о женщинах-летчицах и «Убить Сталина», в котором речь шла об организованной немцами попытке покушения на верховного главнокомандующего. Рейтинги у них были неплохими, но не слишком достоверные сюжеты вызывали закономерный скепсис у знакомых с военной историей зрителей. «Офицерские жены» по мере сил избавляются от огрехов предшественников — сериал не пытается заново рассказать историю войны, а останавливается на взаимоотношениях жен и дочерей офицеров, в какой-то мере оправдывая свое название.