article
Слушать новости

«Кризис — хорошее время для экспериментов»

Продюсеры и авторы российских сериалов — о творчестве в условиях кризиса

Продюсеры и авторы российских сериалов рассказали «Газете.Ru» о том, как сериальное производство выживает в условиях падения рекламного рынка, и о пользе кризиса для творчества.

На поклонниках российских телесериалов кризис пока не сказался: каналы продолжают радовать их все новыми и новыми картинами, причем среди них встречаются и такие масштабные, как «Родина» или «Орлова и Александров». Тем не менее падение рекламного рынка в конце прошлого года, разумеется, не могло не сказаться на производстве телевизионного кино. «Газета.Ru» попыталась выяснить, когда телезрителям придется столкнуться с эфирными повторами.

Лучше, чем в 2008-м

Обвал рынка в 2008-м из дня сегодняшнего выглядит отличной тренировкой перед кризисом конца прошлого года — такого мнения придерживается большинство опрошенных экспертов.

«В отличие от 2008 года, рынок гораздо более зрелый и подготовленный к нынешним сложностям», — утверждает глава компании «Амедиа» Александр Акопов.

Что будет с
«Мы сейчас находимся в стадии переговоров с нашими крупнейшими поставщиками, начиная с НВО, — рассказывает Александр Акопов. — Везде мы встречаем понимание, нам идут навстречу, наши обязательства переносятся на некоторый период. Ситуация...
Читать дальше

Генеральный продюсер компании «Вайт Медиа» Тимур Вайнштейн говорит, что нынешняя ситуация с точки зрения бизнеса ничем не отличается от падения семилетней давности — с той лишь разницей, что сегодня производители сериалов уже имеют опыт выживания в экстремальных рыночных условиях. Есть он и у сценаристов: в 2008-м они получили опыт писания в стол, который пошел на пользу творческому процессу в целом. Впрочем, существуют и другие мнения.

Например, основатель одной из крупнейших сериальных фабрик — «Марс Медиа» Рубен Дишдишян подчеркивает, что нынешний кризис имеет рукотворный и потому совершенно непредсказуемый характер, в отличие от прошлого, который был связан с обычным циклом капиталистического производства. Кроме того, как отметил Вайнштейн, для российского телебизнеса теперь закрыт украинский рынок, обеспечивавший некоторый доход от продажи вторичного продукта.

Последствия

<2>Несмотря на опыт, позволивший стабилизировать производство, падение рекламного рынка, которое еще в январе составляло 28%, довольно болезненно ударило по производителям телевизионного кино. Сейчас продюсеры сосредоточены не на запуске новых проектов, а на завершении тех, что были начаты до кризиса. Кроме того, компании, которые осуществляли производство силами штатных сотрудников, были вынуждены сократить их количество минимум на 20–30%, а в некоторых случаях — и в полтора-два раза.

Ну а главное, сам производственный цикл сейчас очень сильно сдвинулся во времени. «Новые запуски с ноября по февраль были нулевые. У меня есть любимая шутка: «Мы крупнейшая компания в стране, потому что у нас есть один заказ», — улыбается Акопов.

Чтобы выжить

Несмотря на то что производство почти остановлено, продюсеры все же изыскивают способы запуска проектов, прорабатывая новые схемы финансирования.

«Например, есть источник финансирования в виде кредита и договоренность с банком, инвестором и заказчиком, что он выкупит картину, когда она будет готова», — рассказывает Акопов.

Компания «Вайт Медиа», в свою очередь, вследствие простоя в производстве телевизионного кино занялась съемками полнометражных картин. По словам Тимура Вайнштейна, сегодня кинобизнес выглядит даже менее рискованным, чем бизнес телевизионный. Главный продюсер ТВ-3 Екатерина Андриенко рассказывает, что ее канал видит два практических пути преодоления кризиса. Первый — поиск партнеров среди каналов «первой пятерки» и иностранных контрагентов, с которыми можно делить права на произведенный продукт. Второй — продажа собственных продуктов и форматов на другие территории, в том числе за пределами СНГ.

Время креатива

«Телевидение такой бизнес, в котором в топку все время надо бросать уголь, нельзя просто остановиться и ждать», — утверждает Тимур Вайнштейн, отмечая, что кризис приводит к очень жесткому планированию. «В обычных условиях каналы обычно даже немного перезаказывают, потому что им нравится тот или иной продукт: телевидение — это все-таки не только бизнес, но и творчество», — объясняет Вайнштейн.

На практике все это означает, что разработка новых проектов идет сейчас едва ли не более тщательно, чем в тучные докризисные (или, точнее, междукризисные) годы, поскольку работа со сценаристами — наименее затратная часть всего производственного цикла.

«Сейчас даже по сравнению с 2008 годом спроса на сценарии больше, — рассказал на условиях анонимности один из топовых российских сценаристов. — Сейчас всех стало больше заботить качество. Уже никто не хочет никакого «мыла» и просто туфты. Всем нужны хорошие, имиджевые проекты, причем за маленький бюджет, — именно такие будут пользоваться спросом: всем нужно хлеба и зрелищ, но по более экономной смете. Но ведь можно же хорошо писать и для малого бюджета».

Кроме того, не ослабевает спрос на военно-патриотическое кино, которому никакой кризис не помеха.

«Кризис — это хорошее время для экспериментов в творчестве, но не для экспериментов в бизнесе», — говорит креативный продюсер одной из крупнейших телекомпаний. Собеседники «Газеты.Ru» сходятся в том, что нынешний момент идеально подходит для подробной разработки качественно новых проектов и формирования из них интересных пакетов, чтобы по окончании кризиса быстро запустить их, вернувшись к прежним производственным мощностям

В частности, Рубен Дишдишян рассказал, что кризис заставил «Марс Медиа» отложить съемки масштабного 16-серийного проекта «Золотая Орда». Однако пауза в производстве дала компании шанс вступить в переговоры с западными коллегами, сделать картину международной и привлечь актеров с мировыми именами.

Вынуждены повториться

Для телезрителей кризис заметен не будет максимум до конца года. У каналов пока хватает отложенных про запас готовых проектов для того, чтобы заполнить вещательную сетку, после чего придется прибегнуть к повторам уже показанных картин. По всей вероятности, этого не избежать: цикл производства новых сериалов, который обычно стартует в апреле-мае, в этом году сдвигается на лето, а значит, несколько месяцев в начале следующего года зрителям все же придется порадоваться встречам с полюбившимися героями.

Однако эта ситуация, по мнению Акопова, продлится недолго. Продюсер уверен, что уже в первой половине 2016-го сетку вещания с точки зрения количества и качества новой продукции будет не отличить от года нынешнего.

Дело в том, что, по неофициальным данным, рекламный рынок сейчас демонстрирует крайне положительную динамику: если в январе падение составляло 28%, то в марте уже всего 9%. Если так пойдет и дальше, то новые контракты с каналами будут заключены уже в мае. Ну а некоторые каналы уже рискнули довериться этой тенденции: как стало известно «Газете.Ru», совсем недавно в производство был запущен третий сезон хитового сериала «Физрук».

Поделиться:
Подписывайтесь на наш канал @gazeta.ru в Telegram
Подписаться
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть