Пенсионный советник

Слов нет

XXV фестиваль «Кинотавр» выиграл фильм «Испытание» Александра Котта

Владимир Лященко (Сочи), Игорь Карев, Алексей Крижевский 08.06.2014, 21:57
__is_photorep_included6063577: 1

В Сочи завершился XXV фестиваль российского кино «Кинотавр»: главный приз получил фильм «Испытание» Александра Котта, лучшим режиссером стала Анна Меликян, а лучшим дебютом признан «Класс коррекции» Ивана Твердовского.

Подведены итоги юбилейного, 25-го российского кинофестиваля «Кинотавр». Лучшим фильмом жюри во главе с режиссером Андреем Звягинцевым признало картину Александра Котта «Испытание» — кино без слов, в котором режиссер, оператор и художник-постановщик красиво расставляют в кадре и сложносочиненно снимают людей и предметы: красивую казахскую девочку (Елена Ан), идеально белый самолет, бело-голубой автобус, одиноко стоящее дерево, горящее одиноко стоящее дерево и так далее.

Эта же картина удостоилась приза за лучшую операторскую работу — в этом бессловесном повествовании именно работа Левана Капанадзе становится главной, отметил режиссер Александр Котт, назвавший своего коллегу «оператором-тружеником».

Кадр из фильма «Испытание»
Кадр из фильма «Испытание»

Еще одной наградой «Испытанию» стал специальный приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».

Всего в основном конкурсе «Кинотавра-2014» участвовало 14 фильмов.

Лучшей режиссерской работой была названа «Звезда» Анны Меликян, а Северию Янушаускайте, сыгравшую роль мачехи в этом фильме, признали лучшей актрисой. Приз за лучшую мужскую роль получил Алексей Филимонов, сыгравший ревнивого мужа-неудачника в фильме «Еще один год» Оксаны Бычковой («Питер FM»).

Сценарный приз имени Григория Горина получил Юрий Быков за фильм «Дурак» — в нем сантехник обнаруживает, что доведенный до аварийного состояния многоквартирный дом вот-вот рухнет, но убедить чиновников спасать людей оказывается очень сложно, спасать те готовы только себя. Это злое, бьющее зрителя по лбу тупым предметом кино, в котором даже жильцы старательно доказывают герою, что спасать их себе дороже. Эту же картину наградила своим дипломом Гильдия киноведов.

А лучшим дебютантом признали Ивана Твердовского с его «Классом коррекции» --

эта картина о жизни и нравах специальной школы, показанная в середине фестиваля, стала одним из самых громких его событий; первый полнометражный фильм ровесника фестиваля (режиссеру 25 лет), работающего на границе документального и игрового кино, отметило своим призом и жюри кинопрокатчиков.

Приз имени М. Таривердиева, который вручается за лучшую музыку к фильму, получила режиссер картины «До свидания, мама» Светлана Проскурина — кажется, это случилось впервые, но композитора на этой картине просто не было.

Диплом жюри «за легкое дыхание и художественную целостность» достался картине «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой — драматической истории первой встречи отца, всю жизнь прожившего в маленьком приморском поселке, с 17-летней дочерью.

Накануне завершения «Кинотавра» были вручены и награды программы короткометражных фильмов, в которой участвовало 24 картины. Главный приз получила короткометражка «Нечаянно» Андрея Першина, подписывающего свои фильмы (самым известным из которых является прокатный хит «Горько!») псевдонимом Жора Крыжовников, лауреата премии «Ника» за 2014 год в номинации «лучший дебют».

Отдельный приз за режиссуру и приз Гильдии киноведов и кинокритиков достался короткометражному фильму «Верпаскунген» Григория Добрыгина с Сергеем Маковецким в главной роли, а картина «Про любовь-2» Анны Меликян удостоилась специального упоминания жюри. Диплом критиков получил «Абонент» Марины и Оксаны Артеменко.

Таким образом жюри «Кинотавра» отметило почти все фильмы, которые всерьез претендовали на призы.

Главная из наград досталась картине, в которой доминирует изображение, старомодной и эстетически, и содержательно. И это при том, что на открытии председатель жюри Андрей Звягинцев говорил о том, что жюри будет выбирать сердцем тех авторов и фильмы, которые чувствуют время и сообщают нам что-то о нем. В конкурсе хватало таких картин, но это не «Испытание», опрокинутое в 1950-е.

Особенно эскапистским решение жюри представляется на фоне того, что судьями была полностью проигнорирована картина «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой о жизни молодых людей в городе-заводе Норильске — участвовавший в Роттердамском кинофестивале фильм как раз точно схватывает «здесь и сейчас».

Ни одного приза не нашлось для соавтора «Комбината...», талантливого кинодраматурга Любови Мульменко, бывшей также соавтором сценария «Еще одного года» Бычковой и «Как меня зовут» Сайфуллаевой. Приз за сценарий парадоксальным образом достался «Дураку» Юрия Быкова, который берет свое за счет социального накала и играющих на разрыв актеров. Прошлый фильм Быкова «Майор», по мнению многих, был напрасно оставлен без призов на том же «Кинотавре» — что ж, теперь режиссеру благоволили и жюри, и те критики, что участвовали в голосовании о призе гильдии.

Получая его, Быков пошутил, что ждал от них ответа на вопрос — артхаусный он режиссер или нет.

Интересно, что надежда на приз у фильма Натальи Мещаниновой все-таки была — вручая награду Ивану И. Твердовскому, критик Алена Шумакова назвала «Кинотавр» «комбинатом надежд», однако намек оказался просто фигурой речи.

В самом начале церемонии закрытия юбилейного «Кинотавра» показали нарезку из значимых российских фильмов за те 25 лет, что существует «Кинотавр», процитировав тем самым церемонию открытия, состоявшуюся неделю назад. Набор фильмов и кадров немного отличался, однако завершилась подборка вновь сценой из «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего.

А закроется юбилейный «Кинотавр» показом фильма председателя жюри Андрея Звягинцева «Левиафан». Эта картина была представлена в конкурсе недавнего Каннского кинофестиваля, где получила приз за сценарий, а для выхода ленты в российский прокат его, скорее всего, придется переделывать: 1 июля вступает в силу закон, который запрещает использовать мат в кино и на сцене. Конкурсный «Комбинат «Надежда» процедуру пересъемки и переозвучки уже прошел.