Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Разложились как по нотам

В столичном «Олимпийском» выступили знаменитые The Black Sabbath во главе с Оззи Осборном

Лев Ганкин 02.06.2014, 17:00
__is_photorep_included6055845: 1

В столичном «Олимпийском» выступили знаменитые The Black Sabbath во главе с Оззи Осборном. Несмотря на проблемы со звуком, представление альбома «13» прошло очень бодро и действительно напоминало шабаш, до которого не дошли руки блюстителей нравственности.

О бесславном финале московского выступления группы Black Sabbath уже знает весь мир: на композиции «Children of the Grave», которой должна была завершиться основная часть концерта, группу The Black Sabbath внезапно перестало быть слышно. Самое смешное, что мониторы на сцене, дающие возможность музыкантам слышать себя, исправно работали, поэтому группа доиграла композицию до конца. Однако в силу того, что даже до партера не долетало практически ни звука, исступленные пассажи ударника Томми Клафетоса, заменившего в составе Билла Уорда, выглядели какой-то странной пантомимой. После этого лидер группы Оззи Осборн упал на колени, несколько раз побил залу челом и был таков, а следом за ним за кулисами скрылись и остальные.

Поломка оказалась серьезной — группа на сцену так и не вернулась, и припасенная, по всей видимости, на бис композиция «Paranoid» в Москве в итоге не прозвучала.

Дело, очевидно, в досадной технической неисправности — но, учитывая содержание самого концерта, впору было заподозрить во вредительстве расплодившихся в последнее время ревнителей нравственности: воображение так и рисовало в голове образ женщины-депутата, которая прокрадывается в аппаратную и со зловещей ухмылкой устраивает там короткое замыкание.

Группа Black Sabbath всегда была неравнодушна к всяческой дьявольщине — и на сей раз вновь не изменила себе: с висящего на сцене экрана лились реки крови, также были замечены целующиеся монахини, перевернутые кресты и прочий небогоугодный видеоряд.

Лучшая из прозвучавших песен со свежего альбома «13» называется «God Is Dead» (то есть «Бог умер») — и хотя на самом деле она скорее прохристианская (как, поверьте, и многие другие композиции ансамбля, включая, например, также сыгранную на концерте «Into the Void»), поди докажи это кому-нибудь, кто не вчитывался в текст. Композициями «Fairies Wear Boots» и «Dirty Women» Black Sabbath атаковали традиционные ценности с другого фланга: лирический герой последней находится в поисках проститутки, и потому ее исполнение сопровождалось целым парадом полуобнаженных девушек.

Словом, по части антуража выступление ансамбля являло собой воплощенный кошмар борцов с загнивающим Западом.

Который, надо сказать, и не думает загнивать — по крайней мере в лице своего лучшего представителя, Джона Майкла «Оззи» Осборна. Не вполне понятно, как он дожил до шестидесяти с лишним, с его-то историей злоупотреблений разного рода веществами и спровоцированными ими эскападами; они даже по общим рок-н-ролльным меркам считались дикими. Но факт остается фактом: по сцене Оззи, конечно, перемещается с грацией неизлечимого подагрика, слух ему порой отказывает (отчего вокалист «съезжает» на полтона вниз в половине песен — а его регулярный боевой клич «I can't f*** hear you!» приходится трактовать буквально), но в остальном всем бы такое загнивание.

Осборн бодр и свеж, ухает совой в промежутках между песнями, а конферанс выстраивает по принципу кнута и пряника: уже в открывающей концерт «War Pigs» из его уст подряд звучат фразы «Люблю вас всех!» и «Ну же, долбаные сосунки!» — публика реагирует на обе с одинаковым воодушевлением.

В быстрых, скороговорочных эпизодах он то и дело заметно отстает от пелотона, но по-прежнему необычайно убедителен в более «атмосферных» фрагментах, будь то медленный, тяжелый, абсолютно трагически звучащий рефрен песни «N.I.B.» или устрашающий обреченный вопль «oh NO-O-O-O-O!!» в «Black Sabbath» (именно с этой песней группа в свое время и вышла в свет — и мгновенно положила рок-музыку на лопатки).

Характерно, что практически все новые песни выполнены скорее в этом ключе — медленные, долгие, движущиеся от завязки к финалу походкой престарелого бегемота; группа осознает свои сильные и слабые стороны и не ставит своего фронтмена в неловкое положение.

Так или иначе, к Оззи еще могут быть вопросы, но к инструменталистам — Тони Айомми и Гизеру Батлеру — их просто нет. На предшествовавшей концерту пресс-конференции музыканты Black Sabbath с ходу отмели всякие мысли о какой-либо конкуренции: мы, мол, все это придумали, мы первые и главные. Выглядело это, честно говоря, пустым бахвальством — но концерт доказал музыкантскую правоту: Батлер играл мощно и точно, не хуже какого-нибудь прог-металлического басового виртуоза, а Айомми с необыкновенной легкостью варьировал исполнительские техники — от характерных для Black Sabbath утробных риффов к сшибающим с ног пауэр-аккордам и натурально блэкморовским «солякам» в «Dirty Women».

Барабанщик Клафетос, пожалуй, немного увлекался тем, что в русском языке описывается емким глаголом «дубасить», но в конце концов и Биллу Уорду из всех классик-роковых ударников свинг был присущ в наименьшей степени — так что здесь все по-честному.

Единственной ложкой дегтя в этот вечер стал звук — и дело не в уже описанной накладке в конце концерта. Музыка Black Sabbath, сыгранная «по старинке» классическим гитарно-басовым пауэр-трио, по идее, не ставит перед звукорежиссером невыполнимых задач. Тем сложнее понять, почему почти все песни на концерте (кроме уже упомянутых «атмосферных» фрагментов с первой пластинки) в смысле звука буквально сливались в одну. На памяти корреспондента «Газеты.Ru» такое последний раз было на московском выступлении The Cure несколько лет назад — но там, по правде говоря, сам музыкальный материал немало тому способствовал. Здесь же между «War Pigs» и «Under the Sun», между «Fairies Wear Boots» и «Snowblind», между «Iron Man» и «Children of the Grave», казалось, должна быть огромная разница — но ее не было, а была более или менее однородная хеви-металлическая каша, в которой периодически угадывались знакомые риффы и мелодии. В этой связи «кикс» звукового оборудования в концовке стал печальным, но логичным итогом — звук и без того был «на троечку». Впрочем, тех, кто на протяжении многих лет мечтал живьем увидеть Black Sabbath в составе, близком к боевому, это вряд ли могло смутить — группа выложилась по полной и дала, в сущности, очень хороший концерт. А что песен порой было не слышно — так их мы и без того знаем наизусть.