Пенсионный советник

«Вы советское достояние»

В возрасте 80 лет скончалась актриса Татьяна Самойлова

Отдел культуры 05.05.2014, 13:26
__is_photorep_included6019065: 1

В Москве в возрасте 80 лет скончалась актриса театра и кино, народная артистка России Татьяна Самойлова. 3 мая она была доставлена в реанимацию Боткинской больницы в тяжелом состоянии с повышенным давлением; через два дня Самойловой не стало. Прощание с актрисой пройдет 7 мая; гражданская панихида состоится в Доме кино, а похоронят Татьяну Самойлову на Новодевичьем кладбище.

Есть какая-то удивительная ирония судьбы в том, что умерла Татьяна Самойлова в двух шагах от того места, где расписалась со своим первым и, судя по нескольким ее интервью, всю жизнь любимым мужем Василием Лановым, — в Боткинской больнице.

Вторая деталь — скончалась актриса в день своего 80-летия, так и не успев отметить юбилей, празднование которого должно было пройти 6 мая.

Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года, в 19 лет поступила в Театральное училище имени Щукина, а спустя два года получила и первую роль в кино — сыграла Марию в драме Владимира Каплуновского «Мексиканец». Еще через два года ее снова позвали в кино, и это приглашение оказалось счастливым билетом.

Военная драма Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» считается одним из лучших советских фильмов — причем в общем зачете, а не только среди картин о Великой Отечественной.

Считается, разумеется, заслуженно: «Летят журавли» — единственный фильм, за всю историю советского (и российского тоже) кино получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Историю Вероники, не дождавшейся с фронта погибшего жениха, смотрели зрители и в странах соцлагеря, и в капиталистической Франции. Смотрели и в СССР, причем на самом верху, и вовсе не влюбленными глазами: по воспоминаниям Самойловой, Никита Хрущев после просмотра фильма назвал Веронику «шлюхой». Французы, словно вопреки этому, наградили Самойлову призом «Апельсиновое дерево» с формулировкой «Самой скромной и очаровательной актрисе» (приз представлял собой настоящее апельсиновое дерево, плоды которого присылали актрисе из Канна ежегодно до самой ее смерти). Фильм, впрочем, в СССР не запретили, и даже не вырезали наиболее выразительные моменты; правда о победе в Канне сообщили очень скупо.

А о том, что «Летят журавли» прославили на весь мир сыгравшую Веронику 23-летнюю актрису Татьяну Самойлову, не сообщили вовсе.

В советском кино было много актеров одной роли. Они играли в популярном фильме, мгновенно становились знаменитыми, их узнавали на улицах (едва ли не каждый фильм широкого проката в СССР это десятки миллионов зрителей). Потом кто-то мог вырваться из тисков привычного образа, кто-то нет — как, например, Жанна Прохоренко, сыгравшая в «Балладе о солдате», кто-то его с успехом эксплуатировал — как Анатолий Кузнецов, Сухов из «Белого солнца пустыни».

Самойлова оказалась в том же положении, что и Прохоренко: когда называют ее имя, в первую очередь вспоминаются именно «Летят журавли». Но был в ее кинокарьере еще один фильм, который обязательно вспомнится сразу вслед за той, звездной работой.

Через десять лет после съемок в картине Калатозова актрису позвали в экранизацию «Анны Карениной». Режиссер Александр Зархи вообще собрал в своей ленте отличный актерский ансамбль: там играли Юрий Яковлев, Ия Савина, Николай Гриценко, молодой Александр Кайдановский.

Ну а на главные роли он пригласил Самойлову и Ланового; пара к тому времени уже развелась, однако у них получились одни из лучших кинообразов Карениной и Вронского.

Любопытно, что Самойлова могла сыграть Анну Каренину сразу после успеха «Летят журавли» — но в США, куда ее настойчиво приглашали, однако ослушаться начальства от кино она не посмела. «Вы советское достояние», — заявили актрисе, отказав в возможности сделать карьеру в Голливуде.

И вот после «Анны Карениной», своеобразного второго шанса, Самойлова сдалась: она снималась, конечно, но на вторых ролях и в эпизодах, без главных ролей и без возможности как-то выделиться. В последние годы жила очень сложно и на скромную пенсию. Иногда попадала в новости, почти всегда скандальные, и лишь иногда — по хорошим поводам, вроде награждения орденом Почета в 2009 году.

В 2000-м она стала одной из героинь «Нет смерти для меня» — документального проекта Ренаты Литвиновой, в котором она прослеживала судьбы пяти великих советских актрис: кроме Самойловой ее героинями стали Нонна Мордюкова, Татьяна Окуневская, Лидия Смирнова и Вера Васильева.

И продолжала сниматься до старости. В 2004 году исполнила роль профессора Плотниковой в нашумевшей «Московской саге» по трилогии Василия Аксенова. Не стеснялась сниматься в дебютных фильмах молодых режиссеров: в том же 2004-м сыграла бабушку Греты, героини фильма «Марс» Анны Меликян, а четырьмя годами позже снялась у Игоря Волошина («Олимпиус инферно», «Скорый «Москва — Россия») в его дебютной психоделической «Нирване».

Прожив почти сорок лет без больших ролей, Татьяна Самойлова осталась одной из любимейших актрис — что советских, что российских зрителей. «Зрительская любовь и по сей день очень греет меня, — рассказывала в интервью Самойлова, — ко мне подходят на улице, целуют, благодарят, дарят цветы, помидоры, булочки... Нет, что ни говори, я — счастливый человек».