Пенсионный советник

«Инновация» отметила кураторов

Лауреатами премии «Инновация» в главной номинации стали Юрий Альберт и Екатерина Деготь

Татьяна Сохарева 10.04.2014, 09:23
Юрий Альберт, Екатерина Деготь. «Что этим хотел сказать художник?» Государственный центр современного искусства
Юрий Альберт, Екатерина Деготь. «Что этим хотел сказать художник?»

Премию «Инновация» за 2013 год получили выставка Юрия Альберта, состоящая из отзывов о произведениях, ретроспектива искусства 90-х Елены Селиной и группа «ЗИП» с историей народного арт-университета.

В Музее Москвы назвали лауреатов «Инновации-2013» — одной из главных российских премий в области современного искусства. Лучшим произведением визуального искусства стала ретроспектива московского концептуалиста Юрия Альберта и куратора Екатерины Деготь «Что этим хотел сказать художник?» —

кураторский, по сути, проект, не включивший в себя ни одной новой работы Альберта.

В день открытия произведений лауреата на выставке не было вообще — их подменили табличками с мнениями критиков и искусствоведов о работах художника, причем не всегда лестными. Все работы вернулись на свои места только к закрытию выставки.

Комментарий, таким образом, оказался первичным по отношению к произведению.

Среди их менее заметных конкурентов были — художники Андрей Кузькин и Ростан Тавасиев, Илья Орлов и погибший в прошлом году Владислав Мамышев-Монро, победивший в одной из внеконкурсный категорий.

Как и в прошлом году, лучшим в этой номинации признали не столько произведение, сколько по-новому освоенное пространство. В 2012-м, например, победителем стал Александр Бродский с проектом «Цистерна» — заброшенным шестнадцатиметровым коллектором, который художник превратил в галерею, развесив едва колышащиеся на искусственном ветру белые занавески и создав тем самым эффект присутствия.

В номинации «Кураторский проект» победила Елена Селина с проектом «Реконструкция» — выставочной эпопеей, в рамках которой были восстановлены работы всех звезд нарождавшегося тогда галерейного и уличного искусства 1990-х: Сергея Епихина и Константина Звездочетова, акционистов Олега Кулика, Александра Бренера и Анатолия Осмоловского, Авдея Тер-Оганьяна и Александра Бродского.

Елена Селина. «Реконструкция»
Елена Селина. «Реконструкция»

При всей очевидности такого выбора жюри — вероятных фаворитов «Газета.Ru» угадала еще в материале, посвященном выставке «Инновации» в ГЦСИ и ЦУМе Art Foundation, — между номинантами в этой категории возникла смысловая игра. Конкурировал с куратором Селиной, например, художник Дмитрий Гутов со своей же ретроспективой «Удивляться нечему».

Приз в категории «Теория, критика, искусствознание» достался Дмитрию Булатову за вторую часть антологии «Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии». Она вобрала в себя тридцать статей критиков, искусствоведов и современных художников, размышляющих над судьбами искусства в эпоху технократии.

Из региональных проектов лучшим был признан «Краснодар: линии плоскости. История КИСИ» арт-группировки «ЗИП» и Краснодарского института современного искусства (КИСИ) — самопровозглашенного образовательного проекта, проводящего лекции, мастер-классы и выставки молодых художников.

КИСИ основали сами художники группировки, названной в честь Завода измерительных приборов — места, где прошла их первая выставка.

Полученную премию (400 тыс. руб.) они обещали потратить на развитие современного искусства в Краснодаре.

«Чтобы казачья нагайка не оставалась единственным объектом, произведенным в Кубанском крае», — пояснили они.

«Целью Краснодарского института современного искусства является создание в регионе художественной интеллектуальной среды, сотрудничество с современными западными художниками и художниками стран СНГ, а также с региональными арт-сообществами в России», — рассказывается о народном университете.

Несмотря на региональный акцент, присутствующий и в этой, и в других работах арт-группировки, «ЗИП» давно вышли за пределы местной краснодарской арт-сцены: многие их выставки были представлены на всевозможных биеннале в Москве и не только, номинировались на «Инновацию» и на Премию Кандинского.

Приз в номинации «Новая генерация» достался выпускнице Школы фотографии и мультимедиа Родченко Саше Пироговой за проект «Библимен» — это фотографии и видео, сделанные в Библиотеке имени Ленина.

Ее герои танцуют в коридорах, перемигиваются настольными лампами и вытирают лоб вырванными из книг страницами, то есть осваивают пространство, в стенах которого любые разговоры строго запрещены.

Кроме того, Пирогова получила специальный приз от партнера премии — посольства Франции в России — возможность в течение трех месяцев жить и работать в арт-резиденции в Париже.

Фонд Stella Art Foundation — другой партнер «Инновации» — отметил художников Софью Гаврилову и Алексея Корси, также номинированных в этой категории, и их работу «Кому принадлежит тень от зонтика…».

В начале февраля экспертный совет «Инновации» уже объявил лауреатов в двух внеконкурсных категориях. Приз «За творческий вклад в развитие современного искусства» посмертно присудили погибшему в прошлом году художнику Владиславу Мамышеву-Монро.

Вручение этой награды стало причиной конфуза в зрительном зале — во время ее объявления пожелавших встать, чтобы почтить память Монро, не набралось и десятка.

«За поддержку современного искусства в России» наградили Шалву Бреуса — организатора Премии Кандинского и руководителя фонда «АртХроника». «Рецепт прост, — заметил Бреус, — чтобы получить премию в области современного искусства, нужно учредить другую премию в области современного искусства». Премия Кандинского, созданная в 2007 году и ставшая первой частной арт-премией в России, является конкурентом «Инновации». Однако директор ГЦСИ Михаил Миндлин подчеркнул, что они «не соперничают, а дополняют друг друга».

Премию Шалве Бреусу вручала заместитель министра культуры Елена Миловзорова, однако ее речь была прервана криками художника и активиста Дениса Мустафина «Слава России! Героям слава!»

«Это была запланированная акция, но ее содержание пришло мне в голову только в начале церемонии. Она была обращена и к Министерству культуры, и к организаторам премии, к правительству и анемичной публике в зале, — рассказал «Газете.Ru» художник. — Все собравшиеся там — герои. С молчаливого согласия большинства из нас происходит все то, что сейчас модно называть фашизмом и диктатурой.

«Слава России! Героям слава!» — это уже сложившаяся формула (пародирующая лозунг украинских правых. — «Газета.Ru»). Она отсылает нас к событиям на Украине, имперским амбициям новой России. Кроме того,

большинство присутствующих в зале — это те люди, которые либо получали премии, либо надеются их получить, то есть хотят стать героями».

В жюри премии в этом году вошли куратор «Гаража» Юлия Аксенова, руководитель образовательных программ ГЦСИ Антонио Джеуза, куратор МАММ Анна Зайцева, руководитель выставочного отдела ММСИ Алексей Новоселов, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков и другие кураторы, критики и художники.