Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Скромное обаяние объективной пропаганды

На Фотобиеннале открывается сразу пять выставок, достойных внимания

Татьяна Сохарева 13.03.2014, 09:11
__is_photorep_included5947585: 1

Селфи на унитазе со штангой, снимки Джессики Лэнг, сбежавшие из сказки валлийские горняки и британские подростки 1970-х, а также национальный швейцарский колорит, произведенный на экспорт: «Газета.Ru» выбрала пять выставок, которые открываются на этой неделе в рамках Фотобиеннале.

Арт-группа «ЕлиКука» в ММСИ — «Пропаганда фотографирования»

Арт-группа «ЕлиКука» в ММСИ. «Пропаганда фотографирования» mamm-mdf.ru
Арт-группа «ЕлиКука» в ММСИ. «Пропаганда фотографирования»

Марсель Дюшан, главный французский дадаист и сюрреалист, впервые водрузил писсуар посреди выставочного зала, объявив его произведением искусства. Олег Елисеев и Евгений Куковеров из арт-группы «ЕлиКука»

установили над унитазом штангу и предложили всем желающим сфотографироваться с ней, превратив рядового зрителя в редимейд, человека — в абстракцию, а фото в жанре селфи — в издевательскую необходимость.

Сфотографироваться, например, можно под табличкой с надписью «Покорить вершину здесь», усевшись на импровизированный стог сена или рядом с настенными рисунками, снабженными подробными инструкциями по врастанию в экспонат. Музей, таким образом, освободился от диктата строгих смотрительниц и оказался в положении «Диснейленда» для креативного класса, в котором с Джокондой можно сфотографироваться точно так же, как с ряженым Микки-Маусом.

Джессика Лэнг в Мультимедиа Арт Музее — «Незримое»

Джессика Лэнг в Мультимедиа Арт музее mamm-mdf.ru
Джессика Лэнг в Мультимедиа Арт музее

Актриса Джессика Лэнг снималась в «Крупной рыбе» Тима Бертона, «Сломанных цветах» Джима Джармуша и в сериале «Американская история ужасов», получила «Оскар» за роль второго плана в фильме «Тутси», а потом принялась фотографировать американскую глубинку, Африку, Россию и Скандинавию. Конечно, человек, взявшийся делать простодушные черно-белые снимки в духе старых мастеров, ничего нового к взятой за образец классике не добавит. Но Лэнг, кажется, и не пытается:

она отдает дань случайным кадрам, маленьким людям и условности немого кино.

Все 140 фотографий из серии «Незримое» были созданы в начале 1990-х, но выставляются по желанию Лэнг без названия и даты, утверждая тем самым и свой вневременной характер, и возведенную в квест фирменную скромность автора.

Дэвид Херн в Мультимедиа Арт Музее — «Земля моего отца»

Дэвид Херн в Мультимедиа Арт музее mamm-mdf.ru
Дэвид Херн в Мультимедиа Арт музее

Снимками из серии «Земля моего отца» Дэвид Херн выплачивает долг месту, так и не ставшему для него родиной. Здесь он предстает не классиком репортажной фотографии, прославившимся съемками венгерской революции 1956 года, а мальчиком, выросшим в Уэльсе среди истинных валлийцев, за которым всю жизнь фурией гоняется его английское происхождение.

Херн смотрит на мир Уэльса взглядом иммигранта, наблюдающего в течение двадцати лет разрушение мифа.

В 1974 году он снимал тогда еще работающий Шоттонский сталелитейный завод. В 1997-м — возникший на его руинах Национальный музей угольной промышленности. Его фотолетопись соединила в себе кадры торгующих на ярмарке фермеров, рудника «Черная гора», на котором продолжают использовать шахтных пони, горняцких каникул, валлийских бардов 1960–1970-х — величественный и неторопливый мир сказки, который топчет хищный капитализм: японские фабрики, ларьки, торгующие гамбургерами, стриптиз-клубы. В результате работы Херна превратились в фотографический эпос в духе романа «Жерминаль» Эмиля Золя.

Крис Стил-Перкинс в Мультимедиа Арт Музее — «Англия, моя Англия»

Крис Стил-Перкинс. «Англия, моя Англия» mamm-mdf.ru
Крис Стил-Перкинс. «Англия, моя Англия»

Если Дэвида Херна интересует проросшая на британской почве драма взросления, дряхления и смерти старых форм, то фотограф агентства «Магнум» Крис Стил-Перкинс предпочитает фарс. Его Англией управляет абсурд:

сияющий лик Маргарет Тэтчер здесь напоминает икону, завтрак на траве — рекламу биойогурта, а вовсе не картину Эдуарда Мане, изображения старцев на фоне глянцевых плакатов с Иисусом — поп-версию русской глубинки.

В 1970-е Стил-Перкинс снимал британских подростков с прическами «кок» и выпустил книгу «The Teds», посвященную молодежной культуре. В 1980-е увлекся странами третьего мира и посетил Африку и Афганистан, однако всегда возвращался в Великобританию, чтобы зафиксировать ее превращения. Несмотря на анекдотическую суть и праздность, прорывающуюся сквозь его работы, в них присутствуют и интеллект, и хваленое британское чувство меры, не дающее легкой комедии скатиться в бурлеск.

Маттье Гафсу в ММСИ — «Добро пожаловать в горы! Антиромантическая Швейцария»

Добро пожаловать в горы! Антиромантическая Швейцария Маттье Гафсу mamm-mdf.ru
Добро пожаловать в горы! Антиромантическая Швейцария Маттье Гафсу

Русский Esquire уже публиковал работы молодого швейцарского фотографа Маттье Гафсу из серии «Священный» (католические храмы города Фрибур) и кадры из Мекки, на которых религиозное и экстатическое начало перемешано с галлюцинаторным. Выставка «Добро пожаловать в горы» посвящена поверхностным суждениям, вывернутым наизнанку и получившим статус религии. Здесь показывают две серии работ Гафсу — «Альпы» и «Ла-Шо-де-Фон». Национальный колорит, производимый на экспорт, для туристов становится объектом слепой веры. Поэтому горы на его фотографиях, списанные не то с компьютерной заставки, не то с настенного календаря, так напоминают опереточные декорации, а на первый взгляд безликий город часовщиков — «Метрополис» Фрица Ланга, урбанистическую утопию.