Пенсионный советник

Месть как она есть

На канале ABC начался сериал «Агенты Щ.И.Т.»

Егор Москвитин 04.10.2013, 14:36
__is_photorep_included5682281: 1

На канале ABC начался сериал «Агенты Щ.И.Т.» — пижонская фантастическая бондиана по мотивам комиксов о Мстителях.

Действие «Агентов» происходит в альтернативной Америке, где не только зачитываются комиксами, но и сделали из супергероев полноценный культ.

Оно и неудивительно: в этом мире есть настоящий небоскреб Тони Старка, ролики на YouTube с бесчинствами Халка и живые воспоминания о битве за Нью-Йорк, в которой Мстители одолели пришельцев.

На границе между нормальным и паранормальным в новой Америке стоит правительственная организация «Щ.И.Т». Это одновременно и «Люди в черном», и «Ночной дозор», и MI6, и — судя по уровню бюрократизации — «Почта России».

В полнометражных «Мстителях» в спецслужбе работали звезды первой величины, вроде Сэмуэля Л. Джексона. В сериале все скромнее: главный герой — одновременно комичный и матерый агент Фил Колсон (Кларк Грегг), каким-то образом оживший после смерти в фильме; под его началом небольшая группа молодых оперативников, хакеров и ученых.

Единственному агенту, похожему на Бонда или Борна, приходится постоянно терпеть насмешки от коллег-ботаников: сериал рассчитан на ту же аудиторию, что и «Теория большого взрыва».

Так что старым добрым героям-красавцам здесь не место. На заднем плане время от времени появляются звезды из «Мстителей». В первом эпизоде это актриса Коби Смалдерс, известная по сериалу «Как я встретил вашу маму». Во втором – сам Сэм Л. Джексон.

Задачи агенты «Щ.И.Т.» решают не такие глобальные, как Мстители, но взрывов, драк, перестрелок, гаджетов и заговоров в их жизни тоже хватает.

Плюс, конечно, вовсю обыгрываются бюрократические издержки работы, например аспекты постановки на учет супергероев-нелегалов.

У Джосса Уидона после широкоэкранных «Мстителей» сложилась репутация мастера, способного сделать человечный и оригинальный блокбастер на миллиард долларов. До супергеройского эпоса он снял «Миссию «Серенити» — лучшую космическую оперу 2000-х, основанную на его же сериале «Светлячок». Тот был преждевременно закрыт, но, похоже, никогда не будет забыт: огромное фанатское сообщество превратило его в предмет культа.

Надо признать, не без причин: более обаятельного космического вестерна не снимали со времен оригинальной трилогии «Звездных войн».

До «Светлячка» Уидон запустил проект «Баффи: Истребительница вампиров», который в представлении и вовсе не нуждается. А в перерыве между телевидением и кино снял чуть ли не на любительскую камеру веб-сериал «Музыкальный блог Доктора Ужасного» — певчую комедию про супергероев. В ней он, с одной стороны, очень остроумно посмеялся над эпидемией комиксов, а с другой — с уважением доказал, что у них много общего с античными и шекспировскими сюжетами.

Уидон не только режиссер, продюсер и композитор, но и представитель третьего поколения знатных сценаристов. Его отец и дед сочиняли лучшие детские и семейные шоу в США, например «Капитана Кенгуру», воспетого в саундтреке к «Криминальному чтиву».

В совокупности все эти факты заставляли ждать «Агентов Щ.И.Т.» больше, чем любую «Игру престолов».

Но сериал, увы, вышел компромиссным. Для блокбастера здесь недостаточно динамики, для сатиры на блокбастер – юмора. Команда молодости нашей, как в сериале «Светлячок», пока не складывается: не вытягивают начинающие актеры. Сериал чересчур заискивает перед гиками для того, чтобы позволить себе над ними смело шутить. Серии не становятся запоминающимися кейсами, как это было в «Светлячке», где каждый эпизод превращался в настоящий космический миф (как-то раз там случилось, например, анекдотическое ограбление поезда на далекой планете). Здесь пока сплошные крысиные бега.

Ирония есть, но рассчитана она в основном на ярых фанатов комиксов Marvel. Полнометражные «Мстители» с их миллиардными амбициями были намного демократчинее.

Но есть и хорошие новости: Уидон по-прежнему умеет делать сюрпризы и переворачивать сюжет с ног на голову. Еще ему удается облачить в понятную форму комикса важные американские сюжеты.

Уже в первой серии неожиданно достается Occupy Wall Street, а ключевой герой чуть было не встает на путь братьев Царнаевых.

Совпадение, конечно: сценарий был написан до теракта в Бостоне. Но о связи между комиксами с их сверхспособностями для нуждающихся и религиозным фундаментализмом давно пора было поговорить. Уидон не побоялся. А актер Кларк Грегг, кажется, сможет компенсировать безликость своей команды, потому что в личном зачете не уступает даже Роберту Дауни-младшему. Который, как обещают, залетит на огонек в очередном эпизоде.