Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Союз тигра и орды

Итоги премии «Золотой орел»: лучшим фильмом стал «Белый тигр» Карена Шахназарова, а лидером по количеству наград — «Орда» Андрея Прошкина

Игорь Карев 26.01.2013, 12:00
Кадр из фильма «Орда» Вольга
Кадр из фильма «Орда»

Объявлены лауреаты кинопремии «Золотой орел»: лучшим фильмом стал «Белый тигр» Карена Шахназарова, а лидером по количеству наград — «Орда» Андрея Прошкина.

Национальная академия кинематографических искусств и наук России в одиннадцатый раз определила лауреатов премии «Золотой орел». Лучшим отечественным фильмом прошлого года академики признали ленту «Белый тигр» Карена Шахназарова — мистическую драму о Великой Отечественной войне, в которой советский танкист противостоит неуловимому немецкому шушпанцеру.

Из восьми наград, на которые претендовала картина, «Белому тигру» удалось получить четыре:

Он выиграл в номинациях «Лучшая музыка к фильму» (Юрий Потеенко и Константин Шевелев), «Лучший монтаж» (Ирина Кожемякина) и «Лучшая работа звукорежиссера» (Гульсара Мукатаева).

Фильм Шахназарова в этом сезоне был выдвинут на премию американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но в итоге остался за пределами пятерки лидеров.

Больше всего «Золотых орлов» досталось исторической драме Андрея Прошкина «Орда»: история о путешествии в Золотую Орду московского митрополита Алексия была выдвинута на соискание двенадцати призов и удостоена пяти.

Прошкин был признан лучшим режиссером, Юрий Арабов получил очередной приз за сценарий (в декабре прошлого года он стал лауреатом премии кинокритиков «Белый слон» как раз за «Орду»); академики отметили работу оператора (Юрий Райский), художника-постановщика (Сергей Февралев) и художника по костюмам (Наталья Иванова).

«Орда», кстати, была претендентом и в номинации «Лучший фильм»; кроме неё там были представлены «Высоцкий: Спасибо, что живой» Петра Буслова, «ДухLess» Романа Прыгунова и «Шпион» Алексея Андрианова, — эти ленты также не остались без наград.

Сыгравшая в «Шпионе» Виктория Толстоганова стала лауреатом «Золотого орла» как лучшая актриса второго плана, Андрей Смоляков за роль в «Высоцком» получил такой же приз в мужской категории, а лучшим актером был признан Данила Козловский — исполнитель главной роли в экранизации романа Сергея Минаева «ДухLess».

Номинацию «Лучшая актриса» выиграла Анна Михалкова за роль в романтической комедии Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом»; ей удалось обойти Ренату Литвинову («Последняя сказка Риты») и лучшую актрису по версии «Белого слона» Розу Хайруллину («Орда»).

Лучшей неигровой картиной академики «Орла» признали документальную историю брошенного мальчика-аутиста «Антон тут рядом», снятую киноведом и режиссером Любовью Аркус; эта же картина получила и «Белого слона».

В телевизионных категориях явно выраженного лидера не было. Лучшим телефильмом была признана «Белая гвардия» Сергея Снежкина; лучшим сериалом — «Жуков» Алексея Мурадова, а лучшими актерами — Ирина Розанова за исполнение заглавной роли в сериале «Фурцева. Легенда о Екатерине» и Сергей Маковецкий за роль в «Деле гастронома № 1».

Оператор Вадим Юсов, работавший с Андреем Тарковским и Сергеем Бондарчуком, получил почетного «Золотого орла» за вклад в мировой кинематограф; а лауреатом премии за вклад в российский кинематограф стал бизнесмен Виктор Вексельберг, который поддерживает фонд Никиты Михалкова «Урга — территория любви».

Наконец, лучшим иностранным фильмом российские академики с опозданием на год признали победителя прошлогодних «Золотого глобуса» и «Оскара», немую черно-белую французскую ленту «Артист» Мишеля Хазанавичуса.