Пенсионный советник

«Фаусту» запрягли «слонов»

Лауреатом Национальной премии кинопрессы стал «Фауст» Александра Сокурова

Игорь Карев 21.12.2012, 10:25
Кадр из фильма «Фауст» Proline Film
Кадр из фильма «Фауст»

Объявлены победители 15-го сезона киноведческой премии «Белый слон» — больше всех наград получил «Фауст» Александра Сокурова.

Открыт сезон наград российского кинематографа за 2012 год — своих лауреатов назвала Национальная премия кинопрессы и кинокритики «Белый слон». Ее триумфатором стал фильм Александра Сокурова «Фауст», заключительная часть «тетралогии власти» (тремя другими частями которой были картины «Молох», «Телец» и «Солнце»). В 2011 году «Фауст» завоевал «Золотого льва», главную награду 68-го Венецианского кинофестиваля. Члены киноведческой гильдии сочли возможным наградить фильм Сокурова, поскольку в официальный российский прокат он вышел уже в 2012 году и формально подпадал под правила премии.

«Фауст» был назван «лучшей картиной года», Сокуров получил приз как лучший режиссер, а Антон Адасинский, исполнитель роли Ростовщика, как лучший актер второго плана.

Кроме того, «Фаусту» досталась и награда за сценарий — её вручили сценаристу Юрию Арабову.

Примечательно, что Арабов получил сразу двух «слонов» за сценарий — вторую награду ему вручили за «Орду» Андрея Прошкина.

В номинации «лучший фильм» соперниками «Фауста» были «Жить» Василия Сигарева, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, «Рассказы» Михаила Сегала и «Орда» — в итоге именно эти фильмы и разделили главные премии.

Лучшей исполнительницей главной роли критики выбрали Марию Шалаеву, сыгравшую умирающую мать шестилетнего ребенка в картине «Я буду рядом» Павла Руминова, завоевавшей в этом году главный приз фестиваля «Кинотавр». Ольга Лапшина, сыгравшая в картине «Жить» женщину, отчаянно пытающуюся завязать с алкоголем, чтобы ей вернули отобранных у нее детей, стала лучшей актрисой второй плана. Анджей Петрас получил композиторский приз за музыку к «Рассказам».

А вот лучшим актером был признан Владимир Свирский за роль бывшего партизана Сущени в фильме «В тумане», снятом Сергеем Лозницей по повести Василя Быкова.

Вышедшая в прокат на прошлой неделе мистическая драма «Я тоже хочу» Алексея Балабанова в основных номинациях призами была обделена, зато молодые кинокритики, которые в этом году учредили премию «Голос», присудили ее именно этой картине, повествующей о пути шести персонажей к некоей «колокольне счастья».

Часть победителей была известна заранее. Так, «событиями года» члены киноведческой гильдии назвали мокьюментари «За Маркса!» Светланы Басковой о рабочем движении и профсоюзах и «Зима, уходи!» — документальную картину о российском протестном движении, коллективную работу выпускников мастерской Марины Разбежкиной.

Еще одна документальная лента «Антон тут рядом» киноведа и кинорежиссера Любови Аркус, рассказывающая историю брошенного мальчика-аутиста, получила приз имени киноведа Мирона Черненко.

Вручая награду, режиссер Владимир Мирзоев напомнил, что «вчера в отношении детей восторжествовало зло», имея в виду прошедшее в Госдуме голосование по «законопроекту Димы Яковлева», запрещающего усыновление российских детей гражданами США.

Мирзоев отметил, что в фильме Аркус отношение к детям прямо противоположное.

Гильдия киноведов и кинокритиков России вручает награду ежегодно с 1998 года; это была 15-я церемония. Список номинантов и победителей «Белого слона» определяет экспертный совет, в состав которого входят Андрей Шемякин, Виктор Матизен, Юрий Гладильщиков, Ксения Рождественская, Даниил Дондурей, Андрей Плахов и многие другие.