Пенсионный советник

Да будет like

Арт-дуэт Recycle привез в московский Мультимедиа Арт Музей выставку «Paradise Network»

Велимир Мойст 24.12.2012, 13:03
Краснодарский дуэт Recycle на выставке «Paradise Network» Мультимедиа Арт Музей
Краснодарский дуэт Recycle на выставке «Paradise Network»

Краснодарский дуэт Recycle на выставке «Paradise Network» в Мультимедиа Арт Музее провозглашает Facebook новой религией, а пользовательское соглашение компании уподобляет скрижалям завета.

Весьма молодые художники (Андрею Блохину 27 лет, Георгию Кузнецову – 25) начали примериваться к роли арт-звезд несколько лет назад, будучи еще студентами Краснодарской академии культуры и искусств. В столице их быстро заприметили, стали приглашать на коллективные выставки, вскоре дошло дело и до персональных показов. Засветились они и в Европе – в частности, в параллельной программе Венецианской биеннале. В 2010 году Recycle получили премию Кандинского в молодежной номинации, теперь вот удостоились большой экспозиции в Мультимедиа Арт Музее, поддержанной галереей «Триумф».

Столь стремительным развитием карьеры мало кто может похвастать, но случай с Блохиным и Кузнецовым не представляется чересчур удивительным, если вспомнить их работы. С самого начала произведения от Recycle претендовали на зрелищную многозначительность и выглядели очень рукодельными и технологичными, что для современного российского искусства не совсем свойственно. Концепция «вторичной переработки» предполагала использование классических сюжетов для актуальных нужд.

Материалами для опусов Recycle служили полиэтилен, пенопласт, старая автомобильная резина, пластиковые контейнеры для мусора и прочие отходы городской цивилизации

– однако вместо инсталляционного навала, как это принято у многих других авторов, краснодарский дуэт работал вдумчиво, изобретательно, точечно.

Арт-группа взялись за формирование нового монументального стиля, сочетающего постмодернистскую иронию с кропотливым вниманием к форме и технологии.

Следует добавить, что упомянутая ирония не носила и не носит у Блохина с Кузнецовым характера откровенной издевки или изобличения – и в этом состоит еще одно отличие их манеры от того, что до недавнего времени считалось «правильным» на нашей арт-сцене. Оказалось, что критическое ерничество публике, в том числе и продвинутой, порядком поднадоело, поэтому слегка насмешливый, но не фельетонно-сатирический стиль Recycle был воспринят столь благожелательно.

Верным своему стилю дуэт остается и в новом проекте, посвященном феномену Facebook.

Правда, совсем свежих работ на объем экспозиции не набралось, вероятно, – или же авторы решили продемонстрировать разные грани творчества. Объекты из «фейсбучной» серии соседствуют с образчиками прежней, хотя и совсем недавней деятельности. Среди последних встречаются опусы чуть ли не «детские», то есть вдохновленные наивной верой в то, что хорошо сделанный аттракцион может быть самоценным и философски глубоким. Примером такого подхода служит видеоинсталляция «Way» четырехлетней давности, где

экранный персонаж в валенках бредет по заснеженной степи, а на подиуме перед проекцией, в толще белой пенопластовой крошки, то проступают, то исчезают ничейные следы.

Вещица вроде бы претенциозная, но тянет разве что на минутную забаву для тинейджеров.

По счастью, для Recycle подобные произведения являются скорее исключениями из практики. Эти ребята довольно рано осознали, что формат аттракциона сам по себе явно недостаточен для обретения статуса важных художников. Сохраняя приверженность игривым интонациям,

Блохин и Кузнецов все же сумели совершить прорыв в ту сферу, где визуальный анекдот перерастает в притчу, а актуальность чревата эпохальностью.

Записывать их в мэтры преждевременно, разумеется, однако потенциал ощутим – чем дальше, тем больше. И даже то обстоятельство, что стратегическая тема «археологии современности», разрабатываемая ими в последний период, концептуально отнюдь не нова, разочарования не вызывает. У них получается по-своему, оригинально и фундаментально.

Сквозь массив полиуретановых камней пробиваются светящиеся жилы из останков гаджетов и коммуникационных проводов – так в пустой породе вдруг обнаруживаются алмазы, сапфиры и прочие драгоценности.

Спрессованные пластиковые стаканчики, ложки-вилки, банки, шнуры (вернее, их отлитые из резины призраки) образуют культурный слой, способный привлечь внимание будущих археологов – если допустить, конечно, что через столетия будет кому интересоваться сегодняшней цивилизацией. Полки супермаркетов вместе с суетливыми потребителями товаров превращаются во фрагменты античных рельефов, некогда цельных и сюжетных, а теперь (то есть все в том же гипотетическом будущем) воспринимаемых как обрывки некогда связного мифа.

А от мифа всего шаг до полноценной религии – и таковой назначается упоминавшийся выше Facebook.

Почему бы и нет? По статистике, у этой соцсети сейчас около миллиарда пользователей во всем мире. Они, конечно, принадлежат к разным конфессиям или вовсе не веруют ни в каких богов, но ведь всякая новая религия вырастала из каких-то прежних – отчего бы и на сей раз не случиться тому же самому?

Recycle затевает вроде бы шутливую игру, но вкладывает в нее достаточно энергии, фантазии и технического умения, чтобы устранить из проекта ощущение всего лишь бесцельного розыгрыша.

Сохраняемый навсегда аккаунт – это аналог вечной жизни, правила пользования сетью – установления свыше, нанесенные на скрижали, фирменная литера «f» – визуальный символ веры вроде магендовида, креста или полумесяца.

Придуманный Марком Цукербергом рай – вот он, совсем рядом, его лучи пробиваются сквозь щель в монументальных «Вратах», сконструированных из гофрированных шлангов. А время новой эры отсчитывается индикатором подключения к интернету – мигающими сегментами колесика, вмонтированного в плиту с грозным предупреждением: «If you violate the letter or spirit of this Statement, or otherwise create risk, we can stop providing Facebook to you» («Если вы нарушите букву или дух Соглашения, или иным способом подвергнете риску, мы можем прекратить обслуживать вас в Facebook» — англ.)

И ведь не скажешь, что дуэт Блохина и Кузнецова кого-то здесь обличает или что-нибудь высмеивает. Скорее, иронически констатирует, не ленясь подкреплять констатацию весомыми художественными аргументами.