Пенсионный советник

Протест-кино

В кинотеатре «Художественный» открылся фестиваль документальных фильмов «Артдокфест»

Полина Рыжова 08.12.2012, 12:50
artdocfest.ru

В пятницу в кинотеатре «Художественный» начал свою работу шестой по счету фестиваль «Артдокфест», один из главных российских киносмотров документального кино. С 7 по 15 декабря в Москве показывают картины, посвященные митингам протеста в столицах, беспризорным детям, бабушке из курдской деревни и телевидению.

Фестиваль открылся итальянской картиной Луки Рагацци и Густава Хоферара «Италия: люби или вали», историей про двух геев, путешествующих по стране и рефлексирующих на тему родины. Перед героями не самый простой выбор — принять свою родину такой, как она есть, или уехать в более прогрессивную Германию. Фильм-открытие задает главную тему фестиваля: в программе «Артдокфеста» превалируют картины о проблемах российской действительности и соотечественниках, уехавших за рубеж.

В конкурсной программе этого года 21 лента — минимум три из них вдохновлены политическими событиями прошлого декабря:

работа Евгении Монтаньи Ибаньес о Сергее Удальцове, короткометражка Юлии Бывшевой «Путин, люби нас» о постановке спектакля Кирилла Серебренникова «Отморозки», перемежающаяся с событиями декабрьских митингов. В этом же ряду фильм Робина Хессмана «Моя перестройка» о пяти одноклассниках из России, чьи мечты о свободной стране так и не смогли стать реальностью.

Присутствуют в фильмах конкурсной программы и непреходящие социальные темы — о всеми забытой провинции ( «31-й рейс», о Камчатке), распадающейся российской семье («А была любовь»), маленьких людях («Саша, Лена и железный дракон»), эмигрантах («Австралия»). Три картины фестиваля рассказывают о неблагополучных детях — бельгийский фильм «Лето с Антоном» о мальчике, живущем в военно-патриотическом лагере «Каскад», «Русская сказка» о пермских беспризорниках, «Собачий кайф» — история о подростке, получающем удовольствие от игр с удушением.

Отдельным событием станет показ документального фильма «Нам нужно счастье» Александра Сокурова и Алексея Янковского. Философская картина, рассказывающая о русской бабушке, живущей в курдской деревне в Ираке, еще не показывалась в России.

В программе «Среда», отдельно от основного конкурса, будут показывать громкие документальные фильмы, часть которых была уже показана на других фестивалях или уже вышла в прокат. Среди них «Гражданин поэт. Прогон года» Веры Кричевской о знаменитом политическом кабаре, «Завтра» Андрея Грязева об арт-группе «Война», «Чудо святого Антония» Сергея Лозницы (его художественный фильм «В тумане» недавно вышел в прокат).

Отдельной темой «Артдокфеста» в этом году стало ТВ: в рамках программы «Ящик» покажут телевизионные неигровые фильмы прошлого сезона, а свою отдельную подборку представит телеканал 24Doc, начавший свою вещание ровно год назад.

Также на «Артдокфесте» можно будет увидеть «Иконоскоп» — документальный фильм об истории телевидения, показанной через призму двух его легенд, американского телеведущего Дэна Разера и знаменитого советского диктора Игоря Кириллова. Автор картины — президент фестиваля Виталий Манский.

Впрочем зрителям и участникам фестиваля пришлось поднять и еще одну незапланированную тему — профессиональной солидарности. Утром в пятницу следователи Следственного комитета пришли с обыском к одному из соавторов документального проекта «Срок», одному из лучших российских операторов Павлу Костомарову.

В фойе «Художественного» были установлены столы с подписными листами, за которыми посетителям предлагалось поставить подпись под совместным обращением Киносоюза и Гильдии неигрового кино и телевидения, в котором профессиональное сообщество выражало свое возмущение действиями властей. К столам выстроились очереди.

Победителя конкурса фестиваля в этом году определит жюри, состоящее из режиссера Андрея Смирнова, писателя и журналиста Александра Архангельского и издателя журнала The New Times Ирены Лесневской.