Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Умер Эдуард Володарский

Скончался сценарист и драматург Эдуард Володарский

«Парк культуры» 09.10.2012, 12:55
В Москве скончался киносценарист Эдуард Володарский ИТАР-ТАСС
В Москве скончался киносценарист Эдуард Володарский

В Москве на 72-м году жизни скончался советский и российский сценарист Эдуард Володарский, работавший над фильмами Алексея Германа «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин», «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова, сериалом «Штрафбат» и экранизацией романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».

Эдуард Володарский — один из немногих знаменитостей в своей профессии. В кино пришел безо всяких окольных путей — в 1968 году, закончив сценарный факультет ВГИК (мастерская Евгения Габриловича); его первой картиной стало «Возвращение» — драма о первых годах советской власти, сценарий к которому он написал в соавторстве с Сергеем Соловьевым. Однако спустя три года и шесть сделанных фильмов его ждало первое испытание — по-настоящему страшный фильм «Проверка на дорогах» Алексея Германа, снятый молодым режиссером по роману его отца, Юрия Германа.

Картина, показывавшая войну без всякой победительной триумфальности, лег на полку сразу после выхода и пролежал там семнадцать лет, выйдя на экраны только с наступлением перестройки.

Следующей заметной работой стал «Свой среди чужих, чужой среди своих» — боевик Никиты Михалкова, до сих пор признающийся даже самыми едкими критиками одной из лучших работ режиссера.

После успеха фильма Михалкова Володарскому снова пришлось столкнуться с полкой, и не один раз. В кабинетах Госкино долгие годы пролежали «Вторая попытка Виктора Крохина» Игоря Шешукова, еще один фильм Германа — «Мой друг Иван Лапшин», еще несколько картин. Запрещенные фильмы всё-таки добрались до зрителя с началом перестройки, а германовский «Лапшин» в итоге по праву вошел в золотой фонд советского кинематографа — как и его же «Проверка на дорогах».

В то время Володарский писал пьесы для театров — они шли во МХАТе и в Вахтанговском театре, в Театре имени Ермоловой и у Марка Захарова в «Ленкоме».

В одном из интервью Володарский признавался, что ему нравилась система организации советского кинематографа — с его господдержкой, множеством кинотеатров и студий, а раздражало лишь одно — цензура. Она закончилась вместе с перестройкой, но тогда же развалилась и вся система, а в кино пришли те, кто, по словам сценариста, умел доставать деньги. Впрочем, Володарский и в новой России не остался без работы.

В 1987 году Александр Панкратов снял сериал «Прощай, шпана замоскворецкая...» — автобиографию Володарского, выросшего в московском Замосковоречье; по его сценарию сняты фильм «Троцкий» Леонида Марягина, документальная лента «Обыкновенный большевизм», милицейский сериал «Ледниковый период».

Всего Эдуард Володарский написал сценарии к 80 картинам.

Одной из самых громких его работ последнего времени стали сериал «Штрафбат» Николая Досталя — фильм, вызвавший множество споров о правдивости показанного на экране, и фильм «Мы из будущего», который критиковали не меньше. В 2011 году Володарский снова работал с Михалковым — делал телесериал «Утомленные солнцем-2».

Не все работы Володарского зритель видел. 14 октября телеканал Россия покажет сериал «Жизнь и судьба» — роман-эпопею Василия Гроссмана снял Сергей Урсуляк, а сценарий написал Эдуард Володарский, и он стал одной из последних его работ. Чуть позже выйдут еще несколько телефильмов — «Петр Лещенко» Владимира Котта, «Страсти по Чапаю» Сергея Щербина, «Сын отца народов» — еще одна работа Щербина и Сергея Гинзбурга.

Володарский до последнего момента не пользовался положенным ему статусом старейшины, почетного кинопенсионера: несмотря на возраст и здоровье, оставался в полном смысле действующим игроком в отрасли — писал свои сценарии, «лечил» чужие. И неизменно пользовался уважением коллег — несмотря на то что в сотрясавших российский киномир противостояниях четко принял сторону Никиты Михалкова и его Союза кинематографистов.

Прощание с Эдуардом Володарским пройдет в четверг, 11 октября, в столичном Доме кино.