Пенсионный советник

Немой триумф

Объявлены лауреаты премии «Оскар»: победил «Артист» Мишеля Хазанавичюса

Владимир Лященко 27.02.2012, 11:27
__is_photorep_included4013797: 1

В ночь на понедельник стали известны лауреаты премии «Оскар». Чудес не произошло: пять статуэток повесомее у «Артиста», пять статуэток поскромнее у «Хранителя времени», третья награда в карьере Мэрил Стрип и призы за роли старого гея и темнокожей служанки.

Неожиданного не случилось: в противостоянии как бы немого и черно-белого «Артиста» Мишеля Хазанавичюса с трехмерным, но тоже про старое кино «Хранителем времени» Мартина Скорсезе победил первый. Лирико-ностальгическое увеселение, легковесное и легко располагающее к себе зрителей (если они не дипломированные специалисты по дозвуковому кинематографу), одержало верх над синефильским посвящением киноавангарду, в котором интересно искать и находить цитаты из классиков, но которое тяжело смотреть с иными намерениями.

Члены киноакадемии могли бы, конечно, поделить победу. Например, назвать «Артиста» лучшим фильмом, а приз за режиссуру отдать Скорсезе. Коллективное бессознательное Голливуда распорядилось иначе — безоговорочный триумф ленты Хазанавичюса: лучший фильм, снятый лучшим режиссером, плюс лучшая мужская роль (Жан Дюжарден), лучшая музыка и лучшие костюмы.

«Хранителю времени» достались другие пять призов, в данном случае почти утешительных. Награду получили его художники-постановщики Данте Ферретти и Франческа Ло Скьяво: они выстроили впечатляющий мир-вокзал, с которым сложно было конкурировать. Также фильм отметили за визуальные эффекты (3D здесь действительно выглядит новаторски), за обращение со звуком (сведение и монтаж) и за работу оператора Роберта Ричардсона. Ричардсон эффектно управляется с камерой в премированной декорации.

Но, кстати, без награды в пятый раз остался оператор Эммануэль Любецки, номинированный за «Древо жизни» Терренса Малика: ранее он не получил приз за «Новый Свет» того же режиссера, за «Дитя человеческое» и «Маленькую принцессу» Альфонсо Куарона, за «Сонную лощину» Тима Бартона. Ну правда, доколе?

За рамками этого противостояния также не случилось ничего сверхъестественного. Приз за лучшую женскую роль получила Мэрил Стрип, сыгравшая Маргарет Тэтчер в «Железной леди». Третья статуэтка (при невероятных семнадцати номинациях) позволила актрисе пошутить со сцены про всеобщий вздох «опять она».

За роли второго плана наградили Кристофера Пламмера («Начинающие») и Октавию Спенсер («Прислуга»). 82-летний актер сыграл отца семейства, который теряет жену и открывает в себе гея. В награждении Спенсер также легко заподозрить торжество политкорректности: она играет темнокожую служанку в экранизации бестселлера про борьбу за гражданские права. Но в обоих случаях это хорошая актерская работа, так что ни к чему строить теории заговора.

Интерпретировать постфактум при наличии определенных навыков можно что угодно и как угодно. Но если в решении жюри, состоящего из пяти человек, еще можно резонно увидеть какое-то заявление, то в голосовании академиков (или, согласно популярной гипотезе, их дворецких) скорее проявляется некое общее среднее. Киноакадемики, а тем более их дворецкие безусловно ценят Скорсезе (они же наградили режиссера за не самый лучший фильм «Отступники»), но они не киноведы — не стоит ждать от них детального разбора картин-финалистов.

Победа «Артиста» — это выражение общественного вкуса, будь он хорош или плох. Механизм присуждения наград премии «Оскар» сильно ограничивает вариативность: призы распределяются по итогам тайного голосования немалого количества членов академии.

Пожалуй, было бы интереснее, если бы приз за лучшую женскую роль получила Руни Мара — мощнейшая девушка с татуировкой дракона. И приз Гэри Олдману за британского контрразведчика в «Шпион, выйди вон» многим бы показался уместным, равно как и большее количество номинаций фильму про этого самого шпиона. И Джессика Честейн могла бы номинироваться не только за роль второго плана в «Прислуге», но и за главную (в том числе и главную в ее киногоду) роль в «Древе жизни». Еще можно вспомнить, что не было «Драйва» и снявшегося в нем Райана Гослинга. Кому-то могло не хватить в списке номинантов (тем более расширенном до девяти картин) «Не сдавайся» Гаса ван Сента, а также сыгравших в ней Мии Васиковски и Генри Хоппера. Но многие были бы и против.

Консенсус по итогам прошлого года оказался вполне предсказуемым. Более или менее таким он был и раньше. Победа фильма «Король говорит» в прошлом году была столь же конвенциональна. Годом ранее «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу победил «Аватара» ее бывшего мужа Джеймса Кэмерона — это был красивый голливудский сюжет на тему Давида и Голиафа. В 2008-м главную статуэтку завоевал «Миллионер из трущоб» — что может быть более зрительским решением? Даже тем, что в 2007-м хороший фильм «Старикам тут не место» братьев Коэнов одолел великий фильм «Нефть» Пола Томаса Андерссона, можно было бы возмутиться, но и это было бы блажью. В конце концов, в свете сказанного выше, странно ждать от «Оскара», чтобы он раздавал общественному вкусы пощечины. Это было бы форменным самобичеванием.