Пенсионный советник

Михалков приставил коллег к «Оскару»

Российская киноакадемия предложила свой список Российского оскаровского комитета

Алексей Крижевский, Игорь Карев 14.10.2011, 20:43
Никита Михалков предлагает новый принцип формирования оскаровского комитета ИТАР-ТАСС
Никита Михалков предлагает новый принцип формирования оскаровского комитета

Российская киноакадемия и Никита Михалков объявили новый принцип формирования Российского оскаровского комитета: предложить фильм, который будет бороться за премию «Оскар» лучшей иностранной картине, смогут только режиссеры и продюсеры лент, имеющих престижные награды. От членства в новом «списке Михалкова» уже отказался Александр Сокуров.

Национальная академия кинематографических искусств и наук России предложила свой вариант реформы Российской оскаровской комиссии: как объяснил в интервью «Российской газете» председатель Союза кинематографистов РФ режиссер Никита Михалков, в её состав должны войти только режиссеры и продюсеры, фильмы которых получили престижные награды. Также был обнародован список из 29 кинематографистов, которых пригласили к участию в новом составе комитета.

«Это, без сомнения, самые талантливые представители кинематографического сообщества, люди, которые формируют облик современного российского кино и представляют его на мировом уровне», — сказал Михалков,

который, разумеется, был включен в их число как обладатель премии «Оскар», четырехкратный номинант на эту награду и лауреат Венецианского кинофестиваля.

С ним согласен и продюсер Александр Роднянский, который также вошел в список. «Три десятка человек — это уже нечто принципиально другое, чем то, что было; представленный список выглядит вполне внушительно — есть возможность сформировать прозрачную и независимую комиссию. В ее нынешнем списке есть критическая масса самостоятельных экспертов, которыми невозможно манипулировать», — сказал он «Парку культуры».

Всего были названы 29 фамилий,

а среди кандидатов в новый комитет режиссеры Сергей Бодров, Георгий Данелия, Андрей Звягинцев, Дмитрий Месхиев и Карен Шахназаров, продюсеры Леонид Верещагин, Сергей Сельянов и Андрей Сигле.

«Список Михалкова выглядит вполне представительно, однако это пока список благих намерений; интересно посмотреть на итоговый список — кто из приглашенных действительно будет в нем работать. Насколько я знаю, некоторые уже отказались», — сказал в беседе с корреспондентом «Парка культуры» председатель «Киносоюза» Андрей Прошкин.

От участия в работе этого органа уже категорически открестился Александр Сокуров, получивший в этом году венецианского «Золотого льва» за фильм «Фауст». «Этот комитет абсолютно меня не интересует. Это все московские разборки, в которых я никогда не буду участвовать», — приводит слова Сокурова портал «Балтинфо».

Напомним, что 19 сентября было объявлено, что от России на «Оскар» за лучший иностранный фильм будет претендовать фильм «Утомленные солнцем-2: Цитадель», вторая часть продолжения оскароносного фильма Михалкова 1994 года. Но председатель комитета Владимир Меньшов отказался подписывать итоговый протокол, выразив таким образом протест против выдвижения на премию этой картины.

Скандал не повлиял на судьбу «Цитадели»: американские киноакадемики включили её в число 63 фильмов, которые вошли в лонг-лист премии.

Любопытно, что заявленная процедура отбора членов новой комиссии не позволила оставить Меньшова за бортом и нового комитета: его фильм «Москва слезам не верит» получил «Оскара». Своё включение в «модернизированную комиссию» Меньшов комментировать «Парку культуры» отказался.

Свой вариант реформирования оскаровского комитета России предложил и «Киносоюз»: его члены выступили за равное представительство всех организаций кинематографистов, существующих в России: двух союзов, двух киноакадемий, двух кинопремий и всех гильдий — от режиссерской и продюсерской до операторской и актерской.

«Я рад и удивлен: проблема реформирования оскаровского комитета, казавшаяся еще несколько дней назад абсолютно нерешаемой, решилась в один момент.

Теперь важно, чтобы была достигнута чистота процедуры — в первую очередь чтобы было только очное голосование», — сказал Прошкин.

Правда, он заметил, что «для снятия напряжения в киносообществе необходимо, чтобы комиссия была независимой ни от одной из существующих структур».

«Этого на данный момент добиться не удалось. Модель Михалкова я бы назвал ювелирной, нашу — ультрадемократической. Не исключено, что в итоге мы пришли бы к похожему списку. Но в нашем случае такой комитет, в котором могли бы быть представлены все цеха и гильдии кино, мог бы решать не только вопросы, касающиеся номинации на «Оскар», — заявил Прошкин.

Роднянский же считает, что предложения Михалкова и «Киносоюза» принципиально различные, и отдает предпочтение именно «списку режиссеров и продюсеров».

«Этот список (Михалкова. — «Парк культуры») выглядит убедительнее предложения «Киносоюза» о представительстве всех киногильдий в оскаровской комиссии. Ее предложено сформировать из режиссеров и продюсеров, делавших проекты, получавших номинации на «Оскар» или получавших призы фестивалей категории А», — сказал он.

«Эти люди лучше знают, какой именно проект может быть понравиться киноакадемикам, чей выбор совсем другой, чем мог бы быть у отборщиков артхаусного фестиваля», — заключил Роднянский.

Окончательный состав обновленного Российского оскаровского комитета станет известен в конце этого года. Никита Михалков заметил, что работа в комиссии — это «право, а не обязанность».

«Если вдруг кто-то по каким-то своим причинам решит отказаться от участия в работе модернизированной оскаровской комиссии, то в состав комиссии в 2012 году войдет не 29, а 28, 27 и так далее человек», — сказал он.