Пенсионный советник

«Цитадель» меняет правила

Киносоюз предложил реформу российского оскаровского комитета

Игорь Карев 03.10.2011, 17:31
film.ru

Киносоюз предложил реформировать отечественный оскаровский комитет, чтобы в будущем избежать скандалов при выдвижении российских фильмов на кинопремию. В последний день приема заявок было опубликовано письмо, в котором союз предложил сформировать комитет по новому принципу — из представителей всех кинематографических организаций страны.

Процедура отбора российского претендента на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм «не отражает спектра мнений и интересов всего кинематографического сообщества», и поэтому российский оскаровский комитет должен быть реформирован. С таким заявлением в понедельник выступил Киносоюз. Основой реформы должно стать равное участие всех организаций кинематографистов страны в выборе фильма-кандидата.

На пресс-конференции в РБК члены правления образованного год назад Киносоюза зачитали открытое письмо, в котором предложили свою модель формирования российского оскаровского комитета – чтобы он получился «представительным и действующим прозрачно», по выражению председателя союза Андрея Прошкина. По замыслу авторов письма,

в комитет должны входить представители двух имеющихся в стране киноакадемий, Союза кинематографистов, Киносоюза и всех профессиональных гильдий, а также российские лауреаты и номинанты на премию «Оскар».

В качестве «нейтральной» площадки для формирования представительного оскаровского комитета России предложена государственная организация «Совэкспортфильм».

Члены Киносоюза не скрывали, что причиной появления письма (день обнародования которого совпал с датой окончания приема заявок от стран — 3 октября) стал недавний скандал в существующем комитете, который действует под эгидой Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Председатель национальной отборочной комиссии Владимир Меньшов отказался подписывать итоговый протокол комитета после того, как большинство его членов проголосовали за фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Цитадель».

Позже Меньшов объяснил свою позицию: ему стало стыдно за этот выбор, поскольку «Цитадель» получила отрицательную критику, провалилась в прокате, а также была выдвинута членом российского оскаровского комитета (Михалков в итоговом голосовании не участвовал). Как заявил Меньшов, он предпочел единственную форму протеста, доступную председателю: отказался ставить свою подпись, поскольку не знал, как объяснять выбор комиссии. Но этот демарш не повлиял на судьбу «Цитадели»: отозвать фильм мог либо сам Михалков, либо члены Американской киноакадемии, которые не приняли бы к рассмотрению российский протокол без одной из подписей. Но Михалков ничего отзывать не стал, а киноакадемия приняла заявку и без подписи председателя.

Впрочем, Меньшов и не скрывал, что его перестало устраивать «качество комиссии», а обсуждать ее решения он не собирается: «Цитадель» набрала большинство голосов, и выбор фильма-кандидата был легитимным. На это указали и представители Киносоюза.

«Мы не предлагаем снять «Цитадель» — она выбрана абсолютно законно. У нас претензии именно к процедуре»,

— сказал Прошкин, указав, что претензии имеются как к процедуре формирования самой оскаровской комиссии, так к порядку принятия ею решений.

Предложенная Киносоюзом схема может заработать уже со следующего года: кинокритик Андрей Плахов сказал, что, по правилам Американской киноакадемии, состав комитета должен быть сформирован до 1 августа, и времени, чтобы стороны договорились между собой, достаточно. Вместе с тем члены Киносоюза отметили, что многое зависит от позиции Никиты Михалкова, но они готовы и к возможному конфликту.

«Это не история войны с Михалковым, но если он не захочет пойти на очевидный и внятный контакт, к которому мы его приглашаем, – это будет печально», — заключил режиссер Валерий Тодоровский.

3 октября заканчивается срок подачи заявок с названиями фильмов-претендентов от национальных комитетов: по оценкам ресурса Deadline, в длинный список «иностранного Оскара» будет включено около 65 фильмов – столько же, сколько и в 2010 году. Уже давно известно, что Венгрию представит «Туринская лошадь» Белы Тара, Германия предложила киноакадемикам оценить документальный 3D-фильм «Пина: Танец страсти» Вима Виндерса, Финляндия отправила в США «Гавр» Аки Каурисмяки.

Сложности с выбором кандидата возникали не только в России: Китай отправил фильм Чжана Имоу «Герои Нанкина», который частично снят на английском языке, а в Албании спор разгорелся из-за того, что фильм оскаровского лауреата 2004 года Джошуа Марстона «Прощение крови» был снят при участии других стран. Не смогли определиться с кандидатами Люксембург, а также Украина, у которых – по решению национальных отборочных комиссий этих стран – не нашлось картин, подходящих под требования «Оскара».

В ближайшее время Американская киноакадемия опубликует полный список картин, прошедших отбор, и объявит расписание трехмесячных показов. После их окончания, в январе 2012 года, будут определены девять полуфиналистов, а 24 января будут названы пять картин, который войдут в шорт-лист «Оскара» лучших фильмов на иностранном языке. Церемония объявления и награждения победителей пройдет 26 февраля 2012 года, вести ее будет актер Эдди Мерфи.