Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Трофейные закрома не скудеют

Выставка «Сотканный мир египетских христиан» открылась в ГМИИ

Велимир Мойст 22.12.2010, 14:49
Вставка завесы в виде креста анх. Египет, V-VI вв. Лен, шерсть, гобелен, летящая игла.
Вставка завесы в виде креста анх. Египет, V-VI вв. Лен, шерсть, гобелен, летящая игла.

На выставке «Сотканный мир египетских христиан» Пушкинский музей показывает коллекцию коптских тканей. Эти экспонаты принадлежали прежде музеям Берлина и Дрездена, попали в Москву в качестве военных трофеев и на широкой публике до сих пор не появлялись.

Для множества российских туристов страна пирамид и сфинксов стала теперь привычнее, чем Крым или Карелия. Но побывать где-либо не всегда означает понять и прочувствовать. Скажем, вероятность того, что в Египте вы встречали коренных египтян, чрезвычайно мала. Ибо коренными египтянами являются именно копты, в отличие от потомков завоевателей-арабов. Само слово «копт» происходит от греческого «айгюптос», что и переводится как «египтянин». Однако в VII столетии, с воцарением исламских правителей, у этого выражения появился дополнительный смысл. Коптами стали называть тех, кто продолжал исповедовать христианство. Эта община по сей день существует в Египте и даже насчитывает несколько миллионов человек. Правда, живут они в стороне от туристических маршрутов и курортных зон.

Сами копты считали и считают себя православными, несмотря на ряд богослужебных отличий.

Эта короткая преамбула понадобилась для того, чтобы поточнее определить предмет выставки в ГМИИ. Коптские изображения на ткани исторически связаны с искусством древнеегипетским, эллинистическим, византийским, а впоследствии отчасти с исламским, но ни к одной из перечисленных категорий напрямую не относятся. Сама эта культура была открыта европейцами сравнительно недавно, века полтора назад. В отличие от своих древних предков, копты начала новой эры не оставили после себя грандиозных построек и монументальных изображений. Практически все их наследие происходит из довольно скромных захоронений. Благодаря сухому климату и песчаной почве там многое сохранилось, в первую очередь предметы одежды и домашнего обихода – завесы, ковры, покрывала, скатерти.

Они и легли в основу «коптского бума», когда европейцы очертя голову принялись коллекционировать вышитые ткани египетских христиан.

Последствия того бума мы сейчас и имеем возможность наблюдать. К примеру, не удивляйтесь тому, что в экспозиции преобладают фрагменты коптских тканей, а не одежды и предметы целиком. В свое время предприимчивые жители Египта, уразумев, что покупателей интересуют прежде всего орнаментированные вставки и медальоны, без колебаний вырезали и сбывали именно вышитые изображения. Туники и покрывала, сохранившиеся в первозданном виде, – большая редкость. На выставке таких экспонатов по пальцам перечесть. Но и фрагменты крайне занимательны.

Технология гобеленовой вышивки льняных и шерстяных тканей у коптов была отработана до совершенства. Европе времен раннего Средневековья подобное качество и не снилось. Но технология в данном случае отнюдь не единственный и даже не самый важный аспект. Очень любопытны символические смыслы и пластические особенности этих изображений. В них действительно перемешаны разные стили, эпохи, религии. Взять хотя бы дионисийский культ, который в эллинистическом Египте был весьма распространен. Именно из этого культа происходят фигурки сборщиков винограда или кентавров. А орнаменты в виде корзин с цветами и плодами – это уже персидское влияние, как и мотив «населенной лозы» с очертаниями бегущих животных. Символика Древнего Египта проглядывает в космограммах (восьмиконечниках в форме двух пересекающихся квадратов) – это знак извечной гармонии. И даже в сугубо христианских символах можно отыскать признаки языческих культур. Скажем, характерный для коптов петлеобразный крест изначально был древнеегипетским иероглифом «анх», означавшим «жизнь».

До революции в России имелись собственные коллекционеры коптского текстиля, в частности Владимир Голенищев и Адриан Прахов.

Их собрания уже давно принадлежат Пушкинскому музею — несколько экспонатов оттуда включены и в нынешнюю выставку. Однако все остальное – трофеи, вывезенные в 1946 году из государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге. Эту часть коллекции ГМИИ ни разу не показывали на публике. Отчасти во избежание возможных претензий с германской стороны, отчасти по той причине, что долгое время руки не доходили до подробного описания и реставрации экспонатов. Сейчас научная и реставрационная работа на эту тему завершена, выпущен подробный каталог. И, как финал-апофеоз, выставка, весьма красивая и занимательная. Кстати, реституционных возгласов пока что не раздавалось. Может, зря и опасались?