Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Бриллианты от миссис Симпсон

Выставка топ-лотов Sotheby's

Аукционный дом Sotheby's представляет в Москве топ-лоты сразу нескольких своих будущих торгов. Не самая дорогостоящая, но наиболее рекламируемая часть экспозиции – ювелирные предметы из грядущего лондонского аукциона «Сокровища герцогини Виндзорской».

История о том, как британский король Эдуард VIII пожертвовал троном ради любви к «разведенке» американского происхождения Уоллис Уорфилд Симпсон, занимает одно из первых мест в рейтинге «великих романов ХХ века». За десятки лет по этому поводу были написаны километры статей для женских журналов и пролиты гектолитры сентиментальных слез, так что не будем утомлять читателя подробностями. Суть же вопроса применительно к антикварному бизнесу такова. После смерти вдовы отставного короля, имевшей титул герцогини Виндзорской, ее многочисленные ювелирные украшения были распроданы в 1987 году в Женеве. Тот аукцион поставил ценовой рекорд, до сих пор не превзойденный: 306 лотов принесли выручку в $50 млн.

По сей день это самая крупная сумма, полученная от продажи отдельно взятой ювелирной коллекции.

Через 23 года часть этих сокровищ вернулась на рынок. Неназванным владельцем (или владельцами) выставлены на торги два десятка лотов, которые должны уйти с молотка на специальном аукционе в Лондоне 30 ноября. Размах этого события, разумеется, не тот, что имел когда-то место в Женеве. Предварительная суммарная оценка предметов составляет 3 миллиона фунтов стерлингов. Но это если без ажиотажного спроса. А вот коли почтеннейшая публика раззадорится, то ждать можно гораздо более существенной выручки. Для того и происходит сейчас раскрутка коллекции. Довольно показательным выглядит маршрут, по которому гастролирует предаукционная выставка сокровищ Уоллис Симпсон: Гонконг – Арабские Эмираты – Москва – Нью-Йорк – Женева.

Как видите, потенциальные российские покупатели воспринимаются очень даже всерьез, в одном ряду с прочей коллекционерской элитой.

Ювелирный раздел экспозиции, устроенной в Государственном Историческом музее, не сразу бросается в глаза на фоне произведений живописи и прочих габаритных топ-лотов. Но если приглядеться, то в витринах обнаружатся действительно занятные вещицы.

Чета герцогов Виндзорских могла бы взять в качестве семейного девиза афоризм Оскара Уайльда: «У меня весьма непритязательный вкус – я люблю все самое лучшее».

Украшения для Уоллис заказывались преимущественно в фирме Картье. Некоторые из них не только роскошны, но и сделаны очень изобретательно, как, например, браслет с пантерой из оникса и бриллиантов или брошь в виде фламинго, усыпанная драгоценными камнями. Сердца будущих участников аукциона наверняка должны тронуть посвятительные надписи типа «Крест нашего брака» или «Бог сохранил короля для Уоллис». А на крышке золотой сигаретницы даже выгравирована карта Европы, где самоцветами отмечены памятные для двух влюбленных города.

На этой же выставке можно встретить напоминание еще об одном легендарном романе, правда не столь счастливом, как у Виндзоров.

После смерти Амедео Модильяни его подруга Жанна Эбютерн не смогла пережить горя и выбросилась из окна... Портрет Жанны кисти Амедео планируют продать на нью-йоркском аукционе «Импрессионисты и искусство ХХ века» за $9 – 12 млн. Правда, по слухам, еще более дорогим произведением Модильяни на этой ноябрьской сессии имеет шансы стать «Обнаженная, сидящая на диване» – абсолютно хрестоматийный опус, воспроизведенный в мириадах альбомов и каталогов.

Эстимейт (предварительная оценка) сего лота, в Москву не привезенного, пока что хранится в секрете.

Семизначными цифрами продаж обещают отметиться также картины «Ива» Клода Моне, «Подвешенная индейка» Хаима Сутина и «Чтение, две девушки в красном и розовом» Пьера-Огюста Ренуара. Цена на последний холст, впрочем, будет измеряться не в долларах, а в фунтах, поскольку тут речь об одноименных торгах в Лондоне в будущем феврале. Так что, если надумаете ехать за импрессионистами и модернистами, будьте внимательны – не перепутайте валюты, времена года и стороны океана. Похожая история и с русским искусством: посвященные ему аукционы Sotheby's проводит 4 и 30 ноября соответственно в Нью-Йорке и в Лондоне.

Какая все-таки вера в неисчерпаемые возможности наших коллекционеров!

Для пропаганды этих торгов в Москву доставлены некоторые хиты. Правда, больших миллионов они принести не обещают, но сами по себе работы весьма даже любопытны. Скажем, картина Алексея Кравченко (более известного как график, нежели живописец) под названием «Индийская сказка» выглядит невероятно романтичной и исполненной экзотики, хотя написана в Советской России 1920-х годов, много позже реального путешествия в Индию. Даже осторожные $1 – 1,5 млн в качестве эстимейта могут обернуться личным рекордом этого автора, чьи работы не так часто попадают на иностранные аукционы.

А вот работы неоакадемиста Александра Яковлева за границей торгуются часто и с успехом.

Будучи эмигрантом, он еще при жизни прославился в Европе и Америке, превращая свои путевые зарисовки в масштабные, фундаментальные изображения. Таковых на выставке два — картина «Танец кули-кута», запечатлевшая эпизод ритуального танца в Южной Сахаре, и гигантский рисунок сангиной и углем «Тибетские ламы». Еще один эмигрант из России, сюрреалист Павел Челищев представлен портретом своего американского друга Чарльза Генри Форда. Разумеется, не забыты такие важные фигуры на рынке русского искусства, как Алексей Боголюбов, Константин Коровин, Константин Сомов, Николай Рерих, Зинаида Серебрякова. А в роли «завлекалки» на не очень привычный для наших собирателей аукцион европейской живописи XIX столетия (он пройдет в Лондоне 23 ноября) выступают два полотна испанского живописца Хоакина Сорольи – «Валенсийский рыбак» и «Дети на пляже». Просят за них недорого, 2 – 3 и 1 – 1,5 млн фунтов соответственно.

Так что, глядишь, на волне посткризисного энтузиазма русские коллекционеры «подсядут» и на такого рода репертуар. Чего не случается в мире арт-бизнеса!

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть