Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ни мира, ни войны

Выставка «Нескончаемые битвы»

Покинув фабрику «Красный Октябрь», нонпрофитная галерея Baibakov Art Projects обосновалась в новом пространстве на Павелецкой набережной. Новоселье отмечено выставкой «Нескончаемые битвы», где несколько французских художников осмысляют философию Мишеля Фуко.

В конце 2008 года институция под названием Baibakov Art Projects (здешним людям не нравится, когда их именуют галереей) вселилась в здание бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь», обозначив тем самым еще одну точку на художественной карте столицы. Теперь пошел обратный процесс — первые арт-постояльцы «Красного Октября» первыми же оттуда и съехали: по слухам, сильно вздорожала аренда. Из самого центра города компания под руководством Марии Байбаковой переместилась в недра обширной промзоны, раскинувшейся от Тульской до Автозаводской.

Надо сказать, для художественной галереи (даже некоммерческой) место более чем неожиданное.

Кто бывал в том районе, тот поймет. Но кураторов Baibakov Art Projects это обстоятельство, похоже, ничуть не смущает.

Вскоре после так называемой demolition party, когда прежняя база подверглась артистическому и богемному разгрому, состоялось новоселье на Павелецкой набережной. Под нужды прогрессивного искусства переоборудован бывший заводской ДК, по виду не сильно отличающийся от окрестной промышленной архитектуры. Внутренняя отделка здания также далека от уюта, но это уже намеренное решение архитектора и дизайнера Кати Бочавар. Цементные стены, полы и потолки должны, вероятно, символизировать полную эстетическую противоположность буржуазной роскоши. С поставленной задачей интерьеры справляются.

Определенной «левизны» не лишены и экспонаты премьерной выставки «Нескончаемые битвы».

По замыслу кураторов, группа художников из Франции своими работами иллюстрирует тезисы Мишеля Фуко насчет того, что конфронтации внутри социума полезны в первую очередь для самого же социума (см. трактат упомянутого автора «Надзирать и наказывать»). Как часто бывает, перевод философских постулатов в визуальные формы получился не слишком убедительным. В данном случае дело скорее всего в том, что художники при создании своих произведений о Мишеле Фуко особенно не задумывались, а кураторские попытки задним числом подогнать наличные опусы под концепцию всегда хромают. К тому же список реальных участников выставки не вполне совпадает с реестром, объявленным заранее: видимо, что-то не срослось организационно.

Потому не станем вдаваться в глубокомысленные рассуждения и ограничимся лишь упоминаниями об отдельных экспонатах.

Занятными и очень профессиональными показались объекты Вилфреда Алмендры из серии «Погибшие в боях» – своего рода надгробия из стали, асфальта, линолеума, резины и прочих «непрофильных» материалов, которыми художник пользуется деликатно и органично. Дуэт Иды Турсик и Вилфреда Милля представил свои живописные переложения фотографий и кинокадров (к примеру, авторы не поленились перенести на большие холсты раскадровку фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение»). Латифа Эшак демонстрирует минималистические инсталляции в виде торчащих из стены пустых флагштоков или россыпи камней на полу (последний опус называется «Побивание камнями»). В разных ипостасях выступил Сиприен Гайяр: он является автором фотографий из цикла «Курганы», где запечатлены останки снесенных строений, и создателем видеоленты «Города из золота и зеркал», которая представляет собой нарезку из нескольких эпизодов (установить между ними ассоциативную связь вашему покорному слуге не удалось).

В качестве фронтмена следует рассматривать, пожалуй, Томаса Хиршхорна,

предложившего публике две пространственные инсталляции с манекенами (в частности, здесь обозначен конфликт между западными ценностями и интересами стран третьего мира), а также масштабные коллажи на бумаге, где глянцевая эротика противопоставлена сценам насилия и страдания.

Не сказать, что философская тема была убедительно раскрыта, но и не похоже, чтобы кураторы так уж к этой цели стремились.

Более важной для них задачей представляется гастрольный показ модных авторов (модных в артхаусном смысле, разумеется). Тем самым подтверждаются прежние приоритеты Baibakov Art Projects и подчеркивается интернациональный контекст, в котором галерея намерена работать и дальше.

Новости и материалы
Женщине грозит несколько лет тюрьмы за отрицательный отзыва о томатном пюре
Стало известно, кто выиграет титул чемпиона Англии по футболу
Лазарев объяснил свои слова о паузе в карьере: «Никуда не пропадаю»
СК подтвердил «украинский след» в деле о теракте в «Крокусе»
Мостовой назвал фаворита матча «Спартак» — «Урал»
Украина хочет построить три межгосударственные ЛЭП с Польшей
СК установил еще одного подозреваемого в спонсировании теракта в «Крокусе»
Главы МИД Украины и Дании написали статью о восстановлении республики
Во Львове предрекли участие в ВСУ всех жителей Украины
Люберецкий чиновник погиб в «Крокусе», спасая свою семью
Стало известно, сколько дагестанцев воюют на стороне ВСУ
Экс-участник «Фабрики звезд» рассказал о свидании с Волочковой: «Не из дешевых женщин»
44-летняя жена Валерия Меладзе снялась без макияжа на тренировке
Адвокат раскрыл, когда Шакро Молодой выйдет на волю
РКН на фоне теракта в «Крокусе» призвал не переписываться с незнакомцами
В России разработали рекомендации для детей в случае призывов к терактам
Жилой дом загорелся под Курском при обстреле со стороны Украины
На Украине обвинили Зеленского во лжи об обеспечении ВСУ дронами
Все новости