Пилоты без девушек

В прокат выходит фильм «Кандагар»

Ярослав Забалуев 04.02.2010, 10:19
kandagarfilm.ru

В прокат выходит фильм «Кандагар», обещавший новую «9 роту», но заставивший по-новому взглянуть на надпись «основано на реальных событиях».

Уже месяц зрителей центрального телевидения терроризируют рекламой нового блокбастера «Кандагар». Ставка сделана на лучшие лица отечественного кино – Машков, Панин, Балуев — на фоне раскаленного песка. Ни имени режиссера, ни продюсера – ни о чем таком массовому зрителю решили не сообщать. Известна лишь легшая в основу история, которая в интерпретации авторов картины выглядит примерно следующим образом.

В 1995 году российский Ил-76, летевший из Стамбула в Кабул, совершил вынужденную посадку в Кандагаре. Экипаж оказался в плену у талибов. Причина – борт был под завязку забит ящиками с патронами. Конечно, по закону они вполне подпадали под определение гуманитарной помощи, документы были в порядке, на вылете из Стамбула главного пилота уверили, что все будет в порядке, но талибов не учли. Убивать афганцы летчиков, впрочем, не стали. Сперва им предложили обучить местных пилотов летать, а потом просто посадили в хибару, выставили охрану и оставили думать над своим поведением.

Больше года прожив в этих не слишком совместимых с хорошей жизнью условиях, экипаж в полном составе угнал собственный самолет и бежал домой.

Не стоит сразу начинать ругаться на спойлеры: это, конечно, не «Страсти Христовы», но сюжетная канва целиком описана в любой рекламе картины, да и суть ее, забегая вперед, не совсем в описываемых фактах. И вот тут стоит вернуться к тому, что на афишах не написано, то есть к именам создателей. Режиссером и автором сценария «Кандагара» выступил Андрей Кавун, снявший лучший российский боевик последних лет — «Охота на пиранью». Спродюсировал это все Валерий Тодоровский, и его последних «Стиляг» можно обвинять в чем угодно, кроме неумения снимать кино. Этот дримтим конечно попроще, чем, скажем, «Михалков продюсирует Бекмамбетова», но тоже вполне заслужил выноса на афишу.

Во всяком случае, смотрелся бы он куда привлекательнее логотипа канала «Россия».

Но вернемся от фантазий к реальным событиям, вернее, к кино. «Охота на пиранью» упомянута не напрасно: после нее Кавуну выдали серьезные авансы, и в «Кандагаре» он их довольно неожиданно оправдал. В дебюте режиссера (куда больше героизма, реализма и патриотизма) интересовала, скорее, лютая сказочность бушковской прозы, из которой вырос едва ли не единственный жизнеспособный российский супергерой.

В «Кандагаре», взявшись за историю куда более реалистическую, он не польстился на лавры новой «9 роты», которую обещала цветовая гамма, но сосредоточился на характерах.

Получив в свое распоряжение таких актеров, грех было не воспользоваться. «Кандагар» совершенно актерское кино, хоть и сделанное на непривычно высоком качественном уровне. Режиссер здесь скорее дирижирует, задает направление, чем впаривает зрителю свой уникальный взгляд на мир.

В фильме совсем нет набившего оскомину пафоса, и в этом он похож на своих героев.

Они обыкновенные мужики, которые совершенно не понимают, что им делать. Им не за что зацепиться, каждого из них ломает, всем хочется домой. Они скорее коллеги, чем друзья, и готовы поступиться интересами друг друга ради собственных. Командир экипажа (великолепная работа засидевшегося в сериалах Александра Балуева), контуженный демонстрацией силы пленителей, все время сомневается: не лучше ли поддаться уговорам, пойти учить их летать, если на их стороне не только сила, но и такая непонятная штука, как вера. Второй пилот (Машков) все время лезет на рожон и плевать хотел на товарищей, поскольку на свете много, например, красивых баб. Молоденький радист (Александр Голубев) вообще только вылупился – ему бы пожить. Дни в плену тянутся медленно, так же отчаянно неспешно разгоняется и внутренний ритм фильма, заставляя зрителя помучиться в удобном мягком кресле.

Оказывается, что фильм про людей, которых награждают орденами и медалями (каждый из семерых членов экипажа по прилете был награжден орденом Мужества), можно снимать не в жанре патриотической трагедии, но вернуть им плоть, кровь и сдающие нервы.

И главная заслуга «Кандагара» в том, что он напоминает об очень простой вещи: мужчины — это такие существа, которые психуют, делают глупости и занимаются опасными вещами, но ни в коем случае не ломаются. И тут уже никакого значения не имеет, что фактура, несмотря на титр «основано на реальных событиях», претерпела незначительные изменения. Ведь если не это реально, то что, черт возьми?