Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Родина-мать орет

В прокате «Похороните меня за плинтусом»

В прокате «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина — потребительско-глянцевый байопик автора популярной книги.

Самое неприятное – как охотно в последнее время фильмы про матерей и бабушек оборачиваются фильмами про Родину. Как будто все вдруг вспомнили, что Родина-мать зовет, и теперь ни один фильм, где есть женский образ, не обходится без социальной трактовки. Это, в общем, объяснимо: Родину хочется видеть сильной, а сильные мужские персонажи в последнее время постреливают в боевиках, раскрывают преступления в сериалах да лелеют личное безумие в артхаусе, так что на образ Родины никак не тянут. Сильными (хоть и на голову больными) в новом кино бывают в основном женщины.

В фильме Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» родина-бабка обзывает, родина-мать зовет, и обе — не фигурально — тянут ребенка в разные стороны.

1983 год. Мальчик-второклассник живет с дедом и сумасшедшей бабкой-монстром, которая не дает внуку видеться с его родной матерью, изводит его придирками и требованиями, зовет «змеенышем» и «сволочью», не пускает в школу, потому что там зараза, и насильно кормит лекарствами от всех возможных болезней. В день рождения мальчик надеется увидеть мать, а та со своим новым мужем-алкоголиком сидит в столовке напротив родительского дома и ждет, когда ей разрешат поздравить сына. Если вообще разрешат.

Экранизировать хорошие книги тяжело, а такие популярные, как повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», — вообще самоубийство.

Каждый читатель обязательно ткнет пальцем: а вот это в книжке было не так!

При всем желании отвлечься от повести и рассматривать фильм как самостоятельное произведение, ничего не получается, хоть режиссер Сергей Снежкин и объявил в титрах, что это кино «по мотивам» повести. Сюжет переписан — ужат в полтора, что ли, дня. «Плинтус» был написан с точки зрения ребенка, и это была повесть об огромной, убийственной семейной любви – чувстве, в котором нет места логике и «нормальности». Снежкин меняет направление взгляда.

Атмосфера начала 80-х передана с сериальной тщательностью: все чайники, какие надо, а «рыночные яблоки» все равно из сегодняшних супермаркетов.

И сам фильм именно так и сделан: по общему ощущению – среднее советское кино, а отношение к героям все равно из сегодняшних супермаркетов.

Снежкинский сериал «Брежнев», при всех его достоинствах и недостатках, был построен в точности так, как конструируются статьи в глянцевых журналах: немолодой известный человек вспоминает эпизоды своей жизни.

Снежкин прочитал повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» как статью в глянцевом журнале, поэтому в его фильме не ребенок смотрит на бабушку и дедушку, а потребитель желтой прессы подглядывает за жизнью известных людей. Павел Санаев – внук Всеволода Санаева, сын Елены Санаевой и пасынок Ролана Быкова. Поэтому фильм не экранизация повести, а скорее байопик на тему «детство Павла Санаева». Мария Шукшина и Константин Воробьев со своими танцами в столовке намекают на погрустневших Лису Алису и Кота Базилио, а Алексей Петренко играет не просто дедушку, а большого советского актера.

Одна Светлана Крючкова заходится в истерическом припадке, не думая ни о каких прототипах, а просто камлает на тему тяжелой женской доли.

Эта бесконечная истерика мучительна и становится все мучительнее с каждой минутой. В своих интервью актриса объясняла, что более спокойные сцены, в которых видна нежность и любовь бабушки к близким, в фильм почему-то не вошли.

А истерика быстро приедается. Весь фильм – сплошное состояние аффекта, так что название «Похороните меня за плинтусом» воспринимается как мольба ребенка избавить его от этого кошмара и дать хоть немного отдохнуть, пока взрослые орут, хитрят и трут яблочки. В книге, кстати, было иначе: мальчик просил маму похоронить его за плинтусом, объясняя «я хочу всегда тебя видеть».

Павлу Санаеву фильм не понравился. А его почитатели жалеют, что Санаев сам не экранизировал свою песнь о разрушительной любви. Все-таки он теперь режиссер, мог бы сделать из этой повести какую-нибудь детскую стрелялку. Возможно, это больше соответствовало бы духу книжки.

Новости и материалы
Российские солдаты отбили атаку украинских войск в ЛНР
Силы ПВО за сутки уничтожили почти 300 беспилотников ВСУ
Александр Розенбаум рассказал о дополнительном источнике дохода: «Не бомжовые заведения»
Работников рынка в Нальчике заподозрили в вербовке новых членов «Исламского государства*»
Россиянин обстрелял мать из лука, когда она попросила его найти работу
Шольц подтвердил свою позицию по передаче Taurus Украине
Путин предложил обсудить работу по защите регионов от паводков
ВСУ потеряли очередной HIMARS
Ярмольник назвал «идеальным» свое самочувствие после сообщений о госпитализации
Парашютистка выжила, упав с высоты 4,5 км
Дома и квартиры около 30 тыс. жителей Орска оказалось в зоне затопления
Microsoft передумала блокировать свои программы в России
Полиции Испании удалось пресечь деятельность крупнейших в Европе фальшивомонетчиков
Автопроизводитель Polestar выпустил фирменный флагманский смартфон
Стало известно насколько рухнул экспорт из России в Европу
В Крыму пожарные потушили железнодорожную цистерну
Французский политик назвал изъятие активов РФ «выстрелом себе в ногу»
Командиру ВСУ дали срок за атаку на брянскую нефтебазу
Все новости