Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Плотские утехи высокого искусства

Выставка «Ню'n'нью»

О том, что под одеждой все люди голые, а художник не всегда эротоман, напоминает экспозиция «Ню'n'нью», устроенная галереей «Г.О.С.Т» в выставочном зале «Домик Чехова».

Одно время, в перестроечные годы, было модно устраивать выставки эротического искусства. Мол, как это так – в Советском Союзе нету секса? Да у нас его полно, любых размеров и конфигураций! Даже очереди выстраивались в районные выставочные залы: публика стремилась убедиться, что не врал поэт Хлебников, произнеся: «Свобода приходит нагая». Впрочем, Хлебников здесь для красного словца подвернулся. В тогдашней эротической волне никакого интеллектуального содержания не просматривалось. И выставки те были, прямо скажем, убогими неимоверно. Даже самая что ни на есть демократическая аудитория быстро сообразила, что ей подсовывают туфту, и обратила свой взор на репертуар видеосалонов.

Там хотя бы без обмана и без претензий на высокое искусство.

Новое зрительское поколение эротическими приманками тем более не проймешь. Что за прок от выставки в жанре ню, если там лишь упругие телеса и ни капли воображения? Не то чтобы из филейной части обязательно должна рождаться философия, но некую «прибавочную стоимость» зритель все-таки хотел бы заполучить... В этом смысле экспозиция «Ню'n'нью» выглядит почти образцовой. С одной стороны, обещанные голые тетки и мужики действительно присутствуют, и даже в изрядном количестве, с другой – есть возможность занять не только либидо, но и прочие чувства.

Кураторы галереи «Г.О.С.Т» в качестве авторов задействовали не какой-то «эротический спецназ», безликий и брутальный, а вполне достойных и даже хрестоматийных художников, каждый из которых интересен в отдельности и независимо от «темы сочинения».

Иначе говоря, здесь не искусство является приложением к эротике, а наоборот. При таком раскладе не покажутся странными заявленные в релизе попытки проследить, каким трансформациям и мутациям подвергался жанр обнаженной натуры в России ХХ века. Более того, приняв за базовый материал графику, работы на бумаге, как это сделано в данном случае, толковых результатов достигнешь, пожалуй, быстрее, чем с живописью. Все-таки живописное полотно – конечный творческий продукт, выражающий авторское кредо и более уязвимый для внешней критики, чем рисунок, обычно понимаемый как вещь не слишком обязательная и даже экспериментальная.

Выставка иллюстрирует мысль, которая ясна и в умозрении: российско-советская «обнаженка» – жанр маргинальный, культивируемый художниками скорее вопреки, чем благодаря обстоятельствам.

То авангардисты-беспредметники ополчатся на изображение плоти, то большевистские власти увидят здесь «аморалку», подрывающую устои нового общества, то церковь скажет свое веское слово – короче, некуда ценителям чувственной красоты податься, кроме как в тесные студии с не самыми фигуристыми моделями или вовсе в мир эротических грез. Однако эта маргинальность не является синонимом скверного качества. Напротив, очень часто видны рафинированные приемы и сюжетные изыски, которые в другой, более официальной ситуации авторы бы не торопились предъявлять публике.

И наследие Серебряного века, и сюрреалистические новации, и гротеск, и лирика – на выставке найдется всякое. Жесткая, почти комиксоидная «бытовуха» Михаила Рогинского соседствует с тончайшими акварельными переливами Артура Фонвизина и мистическими фантазиями Бориса Свешникова. Почти карикатурные персонажи Гарифа Басырова сменяются «мутантами» Юло Соостера и Владимира Янкилевского, иероглифические ню Евгения Добровинского вроде бы спорят с дотошными и резкими рисунками Владимира Сальникова.

Но это не примеры экспозиционной эклектики, а отражение разных стилей эпохи.

Век был один на всех, а вот головы и руки у каждого устроены по-своему. Общий знаменатель выводится с трудом, что стоит зачислить устроителям в плюс, а не в минус. Сделать подобную выставку стройной и концептуальной означало бы пойти против реальности, заведомо упростить пеструю картину. Анатомия человека не меняется уже тысячи лет, однако взгляд на нее подвержен существенным колебаниям. Изыми субъективность воззрений и индивидуальность манеры – останутся те самые телеса, которые важны, конечно, для продолжения рода, но вряд ли чем разбередят взыскующее сознание.

Новости и материалы
Экс-руководитель магаданской Росавиации отправлен в СИЗО
Глава МИД КНР рассказал, чем обернется конфликт США и Китая
Россиянам объяснили, почему нельзя выучить язык по приложению
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Все новости