Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Этим фильмом я изобрел себя заново»

Интервью с Дарреном Аронофски

Режиссер знаменитого «Рестлера» Даррен Аронофски рассказал «Парку культуры» о Микки Рурке, братьях Дарденн и Курте Кобейне.

Один из самых необычных режиссеров последнего десятилетия — последовательный идеалист, меняющий стиль и манеру высказывания от фильма к фильму, Даррен Аронофски сорвал джек-пот только на четвертой картине. После авангардного черно-белого «Пи», душераздирающего «Реквиема по мечте» и эстетски-холодного «Фонтана» он сделал «Рестлера» — кровавый, сентиментальный и величественный эпос о воле к победе и неизбежности поражения. Лучшую свою роль в этой картине сыграл Микки Рурк, получивший за нее БАФТА, «Золотой глобус», номинацию на «Оскар» и массу других призов; сам же фильм был награжден в Венеции высшим трофеем старейшего фестиваля в мире — «Золотым львом».

— Возможен ли был «Рестлер» без Микки Рурка? Ведь вы задумывали картину тогда, когда контракт с ним не был еще заключен, и даже хотели снимать Николаса Кейджа в главной роли?

— Вы правы, сначала была идея, сюжет, сценарий, а потом уже я столкнулся с проблемой кастинга. Когда впервые прозвучало имя Микки Рурка — я даже не уверен, что произнес его именно я, — мы не были уверены, что он подходит на главную роль. В том числе потому, что мы сомневались в его способности выдержать физические нагрузки — его актерское дарование и умение сыграть нужные нам эмоции вопросов не вызывали. Это очень трудный фильм, очень тяжелая работа для актера, и надо было убедиться, что Микки готов ее выполнить.

— Похоже, Рурк справился. Вы были удивлены?

— Вообще-то, теперь уже нет. В тот момент, когда я с ним встретился и предложил ему роль, я уже понимал, что он справится, выдержит. Более того: понимал, что это будет лучшая его роль лет за 15–20. Единственное, что меня удивило, — это количество людей, которые все эти годы оставались поклонниками Микки Рурка, верили в него, любили его. И были уверены, что он сыграет лучше всех.

— «Рестлер» кажется фильмом, «основанным на реальных событиях» — даже если события на самом деле нереальны, если персонаж выдуман. Так или иначе, в его судьбе читается судьба самого Рурка, который бросил актерское мастерство, попробовал стать профессиональным спортсменом, а потом вновь вернулся на экран.

— Единого прототипа у нашего героя Рэнди-Тарана Робинсона не было, однако мы встречались с огромным количеством рестлеров, опрашивали их, и жизни многих из них были похожи на судьбу Рэнди. Все эти мощные мужики, которым рукоплескали гигантские стадионы — на 15 тысяч человек, — заканчивали свои карьеры так же, как герой Рурка: в маленьких спортивных клубах, выступая для горстки фанатов. Не так уж сложно было написать историю Рэнди Робинсона, но она была не пересказом чьей-то жизни, а компиляцией. Наш сценарист Роберт Сигел безусловно имел в виду и судьбу Микки Рурка. Актер это почувствовал сразу после того, как прочел сценарий. Собственно, это помогло ему войти в роль, сжиться с Рэнди, стать им.

— А ваша собственная история тут не отражена? В конце концов, после неуспеха вашего предыдущего фильма, «Фонтана», громогласное возвращение с «Рестлером», получившим «Золотого льва» на том же Венецианском фестивале, где освистывали «Фонтан», — все это подозрительно напоминает историю Рэнди Робинсона.

— Пожалуй, не без этого. В целом «Рестлер» — фильм о любом творческом человеке, а я как-никак по профессии человек творческий. Поэтому и мне, и любому из актеров, занятых в фильме, легко прочувствовать все, о чем тут говорится. Мы много ездили с нашей картиной по Америке, и однажды я встретил религиозного проповедника, который был уверен, что фильм «Рестлер» — о нем. Это картина о любом человеке, который использует себя, использует свое тело, для творчества, а потом становится старше и теряет ту силу, которой владел раньше.

— Расхожий штамп — снимать трагическое кино, в финале которого герой погибает, чтобы зритель понял: это было его последней победой. Последний прыжок вашего рестлера может быть расценен иначе. По-вашему, его последний выход на сцену — это победа или поражение?

— Лично для меня победой становится тот факт, что вы задаете этот вопрос! Этого я и хотел. «Рестлер» завершается трагедией, но, погибая, герой покрывает себя славой. Я безумно нервничал и сомневался, удастся ли мне это передать. Но раз вы задаете такой вопрос, значит, удалось.

— Известно, что в матчах рестлеров многое подстроено заранее — вы подробно показываете в фильме, как будущие соперники договариваются в раздевалке о предстоящем «беспощадном» поединке. Как много реального и как много подстроенного в вашей картине? Я знаю, что вы снимали настоящих профессиональных рестлеров, и знаю, что старая игра Nintendo, посвященная Рэнди-Тарану, создавалась специально для картины.

— Все трюки и все бои Микки выполнял сам, без дублеров и каскадеров. Бои на сцене сделаны настолько реальными, насколько возможно, реакция зала — тоже подлинная. Физическая сила, мощь и впечатляющие способности рестлеров — все это подлинное. 56-летний Микки бросался в схватку, как настоящий боец, — и все для того, чтобы фильм создал у зрителя ощущение полной реалистичности.

— Что, и кровь настоящая?

— В некоторых сценах — да.

— «Рестлер» кажется воплощением реализма как метода, тогда как ваш «Фонтан» был символической картиной, максимально далекой от реализма любого рода. Что заставило вас так радикально измениться?

— Если вы — действительно творческий человек, то вы обязаны постоянно вопрошать себя, менять себя¸ бросать себе один вызов за другим, изобретать себя заново. Этим фильмом я бросил себе вызов. Изобрел себя заново. «Рестлер» — самая сложная картина, о какой я мог только помыслить.

— Но что-то общее с «Реквиемом по мечте» или «Пи» вы в этой картине находите?

— Стилистически — ничего. Это почувствовали все мои соратники по картине — оператор, монтажер, композитор. А тематически — огромное количество связей и параллелей.

— Стилистически ваш фильм больше всего напоминает кинематограф бельгийских братьев Дарденн, дважды лауреатов каннской «Золотой пальмовой ветви». «Живая» камера следует за героем шаг в шаг, не отпускает его из кадра…

— Я — страстный поклонник Дарденнов, это правда. На меня очень сильно повлиял европейский кинематограф, но и американский тоже — жанровые картины о боксерах, старые психологические картины, вроде «Марти» Делберта Манна, независимое кино 1970-х. Я никогда не скрываю, что меня вдохновляют другие режиссеры — но всегда пытаюсь использовать это вдохновение, чтобы создать что-то собственное, оригинальное. Вот вы о Дарденнах спрашиваете, а меня больше вдохновляло в данном случае не игровое, а документальное кино — когда я учился в киношколе, то пытался заниматься документалистикой, но как-то толком не сложилось… А теперь, как видите, я вернулся к самому началу карьеры. Хотя, разумеется, мне помогли все режиссеры, которые так или иначе использовали находки неигрового кино в своих игровых картинах, будь то Дарденны или режиссеры датской «Догмы 95».

— Значит, есть своя логика в том, что «Рестлера» так щедро одарили в Европе, в Венеции и куда скромнее — в США, где дальше актерских номинаций на «Оскар» дело не пошло?

— Спасибо на добром слове, но «Рестлер» — по-настоящему независимый фильм, в нем немало крови и насилия, и для такой картины у нас все на «Оскаре» сложилось недурно: номинация для Микки, номинация для Марисы Томей. Не говоря о разнообразных «Спиритах», «Золотых глобусах», БАФТА и «Золотом льве». Жаловаться грех.

— Расскажете о том, как вам пришла в голову идея пригласить Слэша — культового гитариста из Guns'n'Roses — для закадровой партии гитары? От этого ваш саундтрек, и без того превосходный, заиграл совсем уже неожиданными красками.

— Клинт Манселл — мой постоянный композитор, он писал музыку для всех моих картин. Когда музыка для «Рестлера» была готова, мы с ним осознали, что адекватно ее исполнить можно лишь на электрогитаре. Ну, а дальше все было очень просто — всего лишь понадобилось найти лучшего из возможных исполнителей на гитаре, игравшего в 1990-х, то есть Слэша. Уговорить его было несложно, записываться с ним — вообще сплошное удовольствие.

— Чем-то его игра напоминает знаменитую музыку Нила Янга из «Мертвеца» Джима Джармуша.

— Нам эта параллель тоже приходила в голову, тем более что один из моих монтажеров работал с Джимом. По его словам, там все было иначе: Нил Янг просто смотрел отснятый материал с гитарой в руках и импровизировал. В нашем же случае музыку писал Клинт, а Слэш довольствовался ролью исполнителя. Впрочем, свою неповторимую манеру он в запись, конечно, добавил.

— А вы правда думаете, как ваш герой, что самая лучшая музыка была в 1980-х, а потом пришел сволочь Курт Кобейн и все испортил.

— (Смеется.) Нет, это просто удачная шутка. Очень смешная. Что, и по-русски смешно звучит?

— О да!

— Вот это классно. То, что надо.

— Скажите, а «Бойца» с Брэдом Питтом вы сейчас снимать все-таки будете? Это будет нечто в духе «Рестлера»?

— Этот проект я пока отодвинул, решил заняться кое-чем другим. К сожалению, сейчас не имею права говорить, чем именно. Еще рано.

Новости и материалы
Названы основные правила, как безопасно похудеть к лету
Патриарх Кирилл счел «карательной мерой» Украины арест митрополита Арсения
Четыре украинских БПЛА уничтожены над одним из районов Брянской области
Зеленский потребовал от Запада еще больше систем Patriot
Булыкин назвал условие, при котором Слишкович останется главным тренером «Спартака»
При атаке Израиля на Ливан пострадали более 10 мирных граждан
Стало известно, сколько зарабатывают работники скорой помощи в России
Четыре украинских беспилотника сбиты над двумя районами Брянской области
«Локомотив» похвалили за избавление от зависимости от Дзюбы
В Харьковской области прогремели взрывы
Женская сборная России стала лучшей на ЧЕ по боксу
Три украинских дрона самолетного типа уничтожили под Брянском
В Воронежской области объявлена опасность атаки беспилотников
В Брянской области сбили украинский беспилотник
В МИД РФ заявили об отсутствии препятствий для пересечения иностранцами границы России
Стало известно, будет ли изменен лимит на легионеров в РПЛ
Экс-тренер «Спартака» объяснил, как пройдет матч с «Локомотивом»
В Курской области объявлена опасность атаки БПЛА
Все новости