Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Алиса из прекрасного далека

Выходит «День рождения Алисы»

Дарья Горячева 18.02.2009, 14:19
Мастер-фильм

Выходит «День рождения Алисы» по Киру Булычеву — ретро-мультфильм про Алису Селезневу, предназначенный скорее для ностальгирующих взрослых, нежели современных детей.

Нет больше ни Кира Булычева, ни режиссера «Гостьи из будущего» Павла Арсенова, ни автора «Тайны третьей планеты» мультипликатора Романа Качанова. Да и кино-Алиса Наталья Гусева — давно не ребенок: ее дочери сейчас как раз столько, сколько лет булычевской героине. А для Алисы время застряло на месте, она все та же проказливая девчонка, и в новом мультфильме «День рождения Алисы» отправляется в вояж на планету Колеида, жителей которой сто лет назад скосил космический вирус. Конечно, Алиса не будет довольствоваться общепринятыми положениями о необратимости хода истории, ведь у ее друга, синего забияки Громозеки, есть план. Очень рискованная и глупая затея, но единственный шанс для Колеиды, так что даже профессор всех возможных академий известный лингвист Рррр (который очень похож на одноглазого котенка и очень не любит, когда его принимают за кошку) поучаствует в авантюре.

В продвинутую хранительницу миелофона были поголовно влюблены все мальчишки, а совершенно удивительную по тем (да и нынешним) временам космологическую фантазию «Тайна третьей планеты» обожали и физики, и лирики.

В современных терминах (если забыть о том, что придумал Алису фантаст Кир Булычев, упрямо продолжавший писать о приключениях гостьи из будущего до самой смерти — его последний роман цикла «Алиса и Алисия» вышел в 2003 году) можно было бы сказать, что Алиса — персонаж типично комиксовый. Этакая народная супергероиня, попадающая в бесконечные переделки, которую легко представить обитательницей Вселенной Марвел или, скажем, героем манги.

И, казалось бы, сегодня комиксовая стилистика — самый естественный путь интерпретации булычевского сюжета, однако авторы мультика «День рождения Алисы», поставленного Сергеем Серегиным, намеренно отказываются от осовременивания. Пусть и не слишком похожий на «Тайну третьей планеты», мультфильм снят в близкой к советскому предшественнику манере:

даже внешность героев оставлена практически неизменной, только Алиса с папой несколько порыжели, да Громозека потерял в размерах и стал сильнее походить на головоногое.

Та же минималистичная двухмерная мультипликация, которая, правда (все-таки прошло почти тридцать лет), в наши дни позволила создать более живой и изощренный футуристический мир. Впрочем, не так чтобы слишком изощренный: кажется, приглушены не только цвета, но и возможности анимации, и в результате получается забавное ретро.

Однако есть подозрение, что «День рождения Алисы» будет значительно интересней взрослым, грустящим по старым временам, нежели детям, все-таки привыкшим к более затейливым мультфильмам, будь то продукция Ghibli или Pixar.

да и кому, кроме как нам с вами, любопытно, что одну из ролей — не Алисы, а капитана корабля — озвучила та самая Наталья Гусева?

Но даже учитывая оговорку о старомодности, милый и трогательно берегущий образы и черты советской традиции «День рождения Алисы» найдется в чем упрекнуть. Отсутствие чисто технических возможностей компенсировалось в свое время сценариями — не просто сценариями, то были отдельные произведения искусства: герои становились нарицательными, а диалоги расходились на фразеологизмы. «Дню рождения Алисы» очень не хватает того блистательного и бесшабашного абсурда, персонажи говорят натурально, но скучно, так что вспомнить практически нечего. А ведь так хотелось бы чего-то, не уступающего памятному «Официант! Четыреста капель валерьянки и салат!»