Слушать новости

Время цацек из дворца

Неделя «Русских торгов» в Лондоне

Неделя «Русских торгов» в Лондоне началась не слишком бодро, хотя могло быть и хуже. На своей вечерней сессии аукционный дом Sotheby's наторговал на 14,1 млн фунтов – это меньше, чем хотелось бы, но еще не провал.

Прогнозы на нынешнюю «русскую серию» аукционов в Лондоне различались в оттенках, но уверенно сходились в одном: время головокружительных рекордов миновало. Впрочем, чтобы сделать такой вывод, не нужно быть пифией. Понятно, резкий взлет цен на шедевры обусловлен плотной конкуренцией, когда претенденты готовы биться до последнего. Сегодня и спрос заметно ниже, и самоограничения жестче. Выше эстимейтов (предварительных оценок) коллекционеры подниматься не склонны, а еще лучше – отхватить вещь дешевле, чем прикидывали эксперты. При этом нельзя сказать, что страдают в первую очередь топ-лоты: их-то как раз покупать готовы, пусть и по ценам ниже ожидаемых. А вот произведения «среднего ряда» уходят из рук вон плохо.

Примером тому стали только что прошедшие торги в Bonhams – одном из четырех аукционных домов Лондона, вовлеченных в азартные игры с русским искусством.

Эта сессия прошла крайне неудачно, было продано лишь около трети всех лотов, большей частью без превышения эстимейта. В отсутствие хитов публика не возбуждалась и на второстепенные вещи практически не клевала. На вечерних торгах у Sotheby's дела шли несколько лучше – в том смысле, что владельцев обрела все-таки большая часть репертуара (если точнее, 32 лота из представленных 55). И особенно порадовала аукционистов относительно неплохая ликвидность именно топ-лотов. За миллионную планку (речь о фунтах стерлингов) перевалили шесть произведений – причем от «Приказа» Николая Рериха и от «Египетской девушки» Василия Поленова подобной прыти не ждали, здесь превышение эстимейта стало приятным сюрпризом. Но в остальном никто никого и ничем не удивил.

Самым дорогим лотом стала «Лежащая обнаженная» Михаила Ларионова – ее продали за 1,385 миллиона фунтов.

Итоговая цена угодила в середину оценочного диапазона в 1,2–1,5 млн. С небольшим отставанием от лидера (1,329 млн) пришла к финишу огромная жанровая картина Владимира Маковского «Толкучий рынок в Москве». Формально этот результат тоже попадает в рамки ожидаемого, однако, судя по тому, с каким рвением полотно рекламировалось до аукциона (ему даже посвятили отдельный буклет с описанием истории вопроса), организаторы в душе рассчитывали на гораздо больший успех.

А фаворит этой сессии и вовсе сошел с дистанции — полотно Ивана Айвазовского «Вид на Константинополь и Босфор», которое оценивалось от 2,5 до 3 миллионов фунтов, на сей раз осталось без хозяина.

Не были проданы и некоторые другие важные лоты – например, автопортрет Бориса Григорьева с эстимейтом в 300–500 тысяч фунтов.

На этом фоне Sotheby's предпочел ликовать в связи с итогами другого своего аукциона, посвященного царским и королевским подаркам. Здесь преобладали опусы опять-таки российского происхождения – скажем, портрет императрицы Марии Федоровны от фирмы Фаберже, украшенный жемчугом и серебром. Всевозможные монархические цацки разобрали очень живо, даже не без воодушевления – ушло аж 94% списочного состава, причем вырученные 1,95 млн фунтов почти вдвое превысили прогноз. Видимо, эта разновидность прикладного искусства была сочтена наиболее перспективным полем для инвестирования в условиях кризиса.

Но и живопись с графикой пока не сброшены со счетов.

У того же дома Sotheby's впереди еще две большие сессии под общим заглавием Russian Paintings. Их конкуренты из Christie's к русским торгам едва приступали, у них наготове большая партия изобразительного искусства. Свое слово может сказать и аукционный дом McDougall's, у которого среди топ-лотов значится серия эротических рисунков Константина Сомова к «Книге Маркизы». Короче, все они еще поборются – но в этот раз не за рекорды, а просто за приличную выручку. До нового витка ажиотажного спроса следует еще дожить.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть