Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ты картина, я портрет...

Выставка Екатерины Рождественской

Почти вся история мирового искусства населена теперь российским бомондом. Свой вариант игры в классики демонстрирует Екатерина Рождественская на выставке «Частная коллекция» в столичном «Манеже».

Желание угодить внутрь картины отдает глубоким детством. Наверное, каждый может припомнить странное ощущение, когда иллюзорное живописное пространство начинало засасывать не просто твой взгляд, а всего тебя целиком. Дальнейшее зависело от развитости воображения. С годами подобные порывы исчезают или же иногда трансформируются в кибернетическую игроманию. Однако бывают волшебники, способные вернуть утраченный креатив.

Екатерина Рождественская занимается именно этим – переселяет своих героев туда, где им самим ни за что бы не оказаться.

Пожалуй, тут кроется наиболее важный момент ее глянцевого проекта «Частная коллекция». Звезды и звездюльки шоу-бизнеса готовы фигурировать на журнальных страницах по любому поводу, но Рождественская предлагает не просто схему для незатейливого пиара. Она дает шанс перевоплотиться и чуть ли не реинкарнировать. Затронутыми оказываются те самые детские фантазии, которых вроде бы и след давно простыл. Тыква превращается в карету, крот в кучера, а Золушка, понятное дело, в прекрасную незнакомку. Подобных магических сеансов за плечами у доброй феи уже больше двух тысяч – и клиентура постоянно расширяется.

Если кто скажет, что перенос сегодняшних селебритис в пространство живописных шедевров попахивает профанацией искусства, тот не сильно ошибется.

Но профанация бывает разной, в том числе умной. Не стоит полагать, что Екатерина Рождественская, будучи человеком весьма образованным, испытывает какие-то иллюзии насчет своей миссии. Уравнивать себя с Рембрандтом или Ван Гогом, перепевая их сюжеты на новый лад, она явно не стремится. Игра ведется не на поле изобразительного искусства, как полагают некоторые ревнители устоев, а исключительно на тусовочной площадке. Костюмы, грим и бутафория исполняют здесь роль маскарадного реквизита – не более того.

И цель та же самая, карнавальная – чтобы зритель после некоторого изумления произнес с облегчением: «Маска, я вас знаю!».

Это лишь коллекция визуальных приколов, порой довольно остроумных, что, между прочим, редкость для глянцевых проектов. И надо быть брюзгой и снобом, чтобы обижаться за великих художников, инкриминируя автору фотографий покушение на статус гениальных творений. От таких экзерсисов гениальности в мире не убудет – хотя, конечно, и не добавится ни капли.

Попадания в образ тут случаются с разной степенью точности. Иной раз сходство с прототипом буквально поражает. Например, Татьяна Навка выглядит точной копией Зинаиды Серебряковой со знаменитого «Автопортрета со свечей», а Зураб Церетели крайне убедительно исполняет роль папы Льва Х с картины Рафаэля. Или вспомнить еще Эльдара Рязанова, который сумел адекватно совпасть с обликом пожилого Рембрандта. Блеснула в роли «Любительницы абсента» Людмила Гурченко, неплохим «Свежим кавалером» оказался Лев Лещенко. В других случаях сходство с оригиналом достигается только за счет антуража, а сами модели психологически совершенно недостоверны.

В принципе, ничего страшного для конвейерного производства, каковым проект Рождественской, по сути, и является.

Кроме перекличек с живописным наследием, в «Манеже» присутствуют фрагменты и других фотографических серий. Например, цикл под названием «Рожи» представляет тех, кто не побоялся скроить перед объективом какую-нибудь неимоверную гримасу. А в проекте «Ассоциации» преобладают черно-белые портреты с претензией на благородную простоту и изысканность. Пожалуй, к таким проявлениям творческой индивидуальности автора придираться тянет гораздо сильнее, чем к парафразам из искусства прошлого.

Здесь уже не маскарад, а чистая портретная фотография, пускай и с гламурным уклоном. Соответственно, на первый план выходят профессиональные критерии. В общих чертах Екатерина Рождественская им соответствует, но глубины не хватает. Все-таки игра в классики у нее получается лучше.

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим в селе Абатское Тюменской области возрос до 1188 см
В Оренбуржье остаются подтопленными паводком почти девять тысяч домов
«Соллерс» продал свою долю в Aurus
Полиция Лондона предъявила обвинения мужчинам, якобы связанным с Россией
Директора российской спортшколы будут судить за кражу миллионов рублей у детей с ОВЗ
Honor представила бюджетный смартфон, спереди напоминающий iPhone
В консульстве РФ подтвердили смерть россиянина в турецком отеле
Названа сумма, за которую гаишник отпустил напавшего на байкера Шахина Аббасова
В карельской школе учеников одели в бронежилеты с нашивкой «Груз 200 мы вместе»
Байден заявил, что планирует провести дебаты с Трампом
В Бельгии отказались следовать указу Путина об активах
Путин передал «дочки» Ariston и BSH Hausgerate во временное управление
Отпустивший машину Шахина Аббасова гаишник заявил, что «накосячил»
Зеленский уволил командующего Сил поддержки ВСУ
Пенсионер дал отпор вору, попытавшемуся украсть у него телефон
Президент «Урала» посоветовал российским футболистам уезжать в Европу
Ученые назвали профессии с повышенным риском развития деменции
В ООН заявили об осуждении любых повреждений критической инфраструктуры
Все новости