Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Карманы шире!

Итоги «Кинотавра»

Подвел итоги фестиваль «Кинотавр»: жюри отметило нирвану, степь и антиутопию, а главный приз унес карманник.

Фестиваль «Кинотавр» завершился, к вящему неудовольствию всех. И участников, которым теперь ждать нового шанса еще год. И журналистов, которым придется возвращаться с моря домой. И жителей Сочи, для которых город на неделю превратился в этакий Лос-Анджелес, где каждый божий день живешь бок о бок со знаменитостями, можешь искупнуться рядом с Федором Бондарчуком или столкнуться в магазине с Говорухиным, а по вечерам на площади еще и показывают кино.

Ведущим церемонии назначили главного шоумена страны Федора Бондарчука.

Он, кажется, уже давно ведет большинство премий и фестивалей, свыкся со своей ролью и раз от разу зачитывает список спонсоров все более виртуозно.

Первый приз вручала Гильдия кинокритиков — они выбрали «Дикое поле» Михаила Калатозишвили. Впрочем, эта награда стала для фильма не единственной: история о враче, что приезжает в степной край и находит там странный затерянный мир и счастье в незатейливом аскетичном быте, получила также приз за сценарий и музыку к фильму, написанную Алексеем Айги. Тем временем сценарий наградили посмертно. Петр Луцик и Алексей Саморядов написали его много лет назад и оба погибли: сначала Саморядов сорвался с балкона, а через несколько лет от сердечного приступа скончался Луцик.

Картину про гордых жителей степи сняла и Гука Омарова, но фильму ничего не досталось.

На постерах в названии «Баксы» специально ставится ударение на «ы», чтобы не возникало недомолвок: речь не о деньгах, а о казахских шаманах.

Точнее, об одной единственной шаманке, отказавшейся продавать свою землю бизнесмену, решившему построить в ее владениях бензоколонку. Если забыть о жертвенном ягненке, обливании кровью и рисовании тайных знаков на спине пришедших к знахарке за помощью, реальность вполне узнаваема — памятные 90-е. Казахские братки ездят на крутых тачках, разве что не носят малиновые пиджаки, кидают пальцы и ведут свой незатейливый бизнес теми же способами, что и наши соотечественники лет 15 назад. Только некоторые дружат с шаманами, а некоторые нет.

Лучшим дебютом была признана картина Игоря Волошина «Нирвана». Язык не поворачивается назвать ее фильмом — это завораживающий декадентский видеоарт про альтернативный Петербург, в котором на фоне обычных питерских пейзажей живут подростки, разрисовывающие лица подобно туземцам.

Можно считать все это искаженной наркоманской реальностью — герои сидят на игле, а можно — пестрой параллельной вселенной.

Награда за лучшую женскую роль досталась Ксении Раппопорт за роль в картине Кирилла Серебренникова «Юрьев день», снятой по сценарию Юрия Арабова. Ухоженная дамочка в соболях приезжает с двадцатилетним сыном в провинциальный городок, в котором когда-то выросла. Неожиданно сын пропадает: героиня бешено его ищет, а потом постепенно вливается в эту жизнь, превращаясь из холеной дамы в провинциальную тетку, крашеную в тот же убойный рыжий цвет, что и все жительницы городка, и подрабатывающую уборщицей.

Приз за режиссуру отдали Александру Прошкину за сельскую драму «Живи и помни» о сбежавшем из армии крестьянине. Спецнаграду за удачный коммерческий проект, а также впервые вручаемый приз за операторскую работу получила антиутопия о колонии заключенных «Новая Земля».

А вот дальше начались сюрпризы.

Для начала за главную мужскую роль наградили Джетро Скиннера — смешного иностранца из мелодрамы «Плюс один», научившего русскую женщину радоваться жизни и улыбаться. Таким образом, был проигнорирован и Олег Долин, врач из «Дикого поля», и Петр Логачев, сыгравший в фильме Алексея Учителя «Пленный». Снятый по рассказу Маканина, «Пленный» рассказывает о русском солдате, взявшим в плен чеченского юношу, и между ними возникает нечто вроде дружеской симпатии.

Но самой большой неожиданностью стал главный приз жюри, доставшийся картине «Шультес». Дебют Бакура Бакурадзе — это неторопливая путаная сага о немногословном карманнике, который когда-то попал в автокатастрофу и с тех пор стал воровать, врать и периодически забывать свой адрес. Ко всем грехам он еще берет в подмастерья мальчишку, обучая его работать в команде. Затянутый, выводящий из себя сценами бессмысленного бездействия, он был признан лучшим фильмом фестивальной программы этого года, обойдя отмеченное критиками «Дикое поле». Что, кажется, служит лишним подтверждением словам кинокритика Виктора Матизена, который в самом начале церемонии, вручая награду от гильдии, сказал, что название «Дикое поле» «отражает как состав конкурса, так и состояние нашей страны».

Новости и материалы
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Все новости