Пенсионный советник

Венок для Фантомаса

В прокат выходит «Красный отель»

Дарья Горячева 03.12.2007, 16:29
redhotel.luxorfilm.ru

В прокат выходит «Красный отель» — развеселый бурлеск про маньяков, скрывающий не то осиновый кол, не то траурный венок.

В черном-черном поле, окруженный черными скалами и темными лесами, стоит одинокий отель. Красный отель. Его обитатели — пара супругов и их сумасшедший приемный сынок, которого парочка подобрала беспомощным младенцем. С тех пор малютка подрос и навострился убивать тех редких путников, что заглядывают в их дом, чему, впрочем, родители и рады: им достаются деньги, а свиньям — ужин.

Решив, что речь пойдет об очередном американском слэшере вроде «Техасской резни бензопилой», море крови, расчлененке и прочих ужасах, вы сильно ошибаетесь: со свойственной им легкостью и непосредственностью французы превратили этот сюжет в комедию. «Красный отель» — ремейк комедии Клода-Отана Лара, в основу которой, между прочим, лег реальный случай. В 1833 году во французской глубинке Ардеш были арестованы двое фермеров, убивших и ограбивших немало путешественников. Сюжет этот превратился чуть ли не в национальный эпос: по его мотивам написал свою «Красную гостиницу» Бальзак, а вышедший на экраны фильм — четвертая экранизация злополучной истории.

На этот раз страшилкой про фермеров заинтересовался французский трэшмейкер Жерар Кравчик, работавший с Бессоном и снявший вторую, третью и четвертую часть нескончаемой «Такси»-эпопеи, а также «Васаби» и ремейк «Фанфана-тюльпана».

В своем ремейке Кравчик решил не актуализировать историю, а, наоборот, попытаться сделать из нее французскую комедию старого образца — вроде «Фантомаса», в которой нескладные маленькие персонажи смешно убивают, падают, сучат ножками, корчат рожи и все, абсолютно все, делают нелепо и невпопад.

Для этого в фильме задействовано трио в прошлом невероятно известных французских комиков — все они в свое время начинали карьеру с популярной комической театральной труппы Splendid. Кристиан Клавье, исполняющий хозяина отеля, сыграл вместе с Депардье в «Астериксе», экранная жена Клавье — Жозиан Баласко — та самая дурнушка, что победила героиню Кароль Буке, отбив у нее Депардье в мелодраме Бертрана Блие «Слишком красивая для тебя». Жерар Жуньо, играющий святого отца, благодаря которому некоторые герои останутся все-таки живы, среди прочего снимался в «Игрушке» с Пьером Ришаром.

Фильм Лара был антиклерикальным памфлетом: по сюжету хозяйка отеля решает срочно исповедоваться и рассказывает святому отцу обо всем, что творилось в отеле. Но, будучи чересчур большим формалистом, священник больше заботится о сохранении тайны исповеди, чем о жизнях своих попутчиков. Между тем у Кравчика святой отец умудряется одновременно держать в тайне признания героини и препятствовать убийствам, а аниклерикальность сменила антибуржуазность. Большинство путников, попадающих в отель, — герцогиня с семьей, богатый продавец кружев — довольно зло осмеяны и по обаянию сильно проигрывают убийцам.

К нам «Красный отель» привезли в рамках фестиваля французского кино, здесь же состоится мировая премьера фильма.

«Отель» выходит в России в самый что ни на есть широкий прокат и раскручивается как настоящий блокбастер, хотя его возможный успех все же вызывает определенные сомнения.

С одной стороны, «Красный отель» оперирует именно тем типом юмора, который у нас, безусловно, популярен. Это гротеск, где не слишком смешные шутки компенсируются дебильным выражением лица. На этом построены все многочисленные юмористические шоу родных осин — от «Городка» до комического сериала «33 квадратных метра». Таков и фильм Кравчика — это КВН чистой воды, и режиссура при этом в достаточной мере условна. Несмотря на наличие натурных съемок и даже местами спецэффектов, «Красный отель» без всяких существенных потерь легко бы без них обошелся.

С другой стороны, непонятно: кто пойдет на это галльское кино, если в нем нет ни Одри Тоту, ни Жана Рено, ни Жюльет Бинош, ни толстяка Депардье? Французских комедий без участия этой четверки мы не видели, почитай, со времен «Четверо против кардинала».

Меж тем приглашение на главные роли вышедших в тираж старых актеров вполне понятно. Французская комедия, весь век ассоциировавшаяся с буффонадой, суетливой беготней, выпученными глазами и эксцентричными комиками, незаметно состарилась и померла. Отходную мессу прочитала «Амели», твердо заявив, что, отныне французской комедией будет называться нечто совершенно иное, гротеск сменил легкий мелодраматический юмор, а гуттаперчевые рожи Фюнеса и Бурвиля уступили место хорошенькому личику Одри Тоту. И Кравчик, похоже, расстается с прошлым как положено. Он, конечно, не столько возрождает ту самую старую французскую комедию, сколько иронизирует над ней, заставляя актеров переигрывать еще сильнее, потешаясь над истоками жанра и теми типажами, что им приходилось играть. «Красный отель» если и не крест в землю, то весомый венок на могилку.

Finita, как говорится, la comedia.