Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

С Темзы выдачи нет!

Российские шедевры могут не вернуться на родину

Самая ожидаемая выставка 2008 года в Лондоне грозит обернуться скандалом. Британские СМИ предупреждают: российские шедевры могут не вернуться на родину.

Выставку с душевным названием «Из России…» и суховатым подзаголовком «Французские и российские шедевры живописи 1870-1925 годов», которая откроется в Лондоне в январе 2008 года, уже авансом называют одним из главных культурных событий грядущего года. Она, мол, наверняка привлечет сотни тысяч посетителей и займет свое законное место в ряду легендарных выставок Королевской академии — таких, как выставка Моне 1999 года, побившая все рекорды популярности среди художественных выставок в Великобритании.

На выставке должны быть представлены более 100 шедевров искусства, причем большинство из этих произведений никогда не выставлялись в Великобритании, а некоторые просто никогда не вывозились из России.

Устроителям удалось практически невозможное — уговорить поделиться своим богатством руководство четырех главных музеев страны: Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Русского музея и Третьяковской галереи. Британцы смогут увидеть полотна не только русских художников Ильи Репина, Василия Кандинского и Казимира Малевича, в том числе — его знаменитый «Черный квадрат», но и знаменитых французов и «почтифранцузов» — Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена и Пабло Пикассо. Центром всей экспозиции, как заявил на пресс-конференции во вторник главный куратор выставок Королевской академии искусств Норман Розенталь, станет знаменитое полотно «Танец»: «Оно было создано в то время, когда творчество Матисса в значительной степени не понималось. Это необыкновенно радикальная и масштабная картина». Вообще, мистер Розенталь оценил выставку весьма высоко: «Я считаю, что это очень необычная выставка. Это особенный рассказ об искусстве в России, в котором выражены надежды этой страны и ее разочарования». По его словам, главная идея выставки — собрать вместе «совершенно фантастические примеры» французской и русской живописных школ конца XIX--начала XX века и продемонстрировать влияние парижских импрессионистов на русских художников.

Британцы даже недоумевают: за что им такая радость?

Одни грешат на спонсора выставки — энергетический концерн «E.On», у которого тесные связи с Россией и который под эту выставку сделал щедрые пожертвования музеям. Другие кивают на сильных мира сего — мол, все «срослось» при непосредственном участии президента России Владимира Путина и Тони Блэра, который до недавнего времени был премьер-министром Великобритании. Кроме того, попечителем выставки стала и канцлер Германии Ангела Меркель: эта выставка, правда, под другим названием — «Здравствуй, Россия» (Bonjour, Russland) проходила этой осенью в музее Кунст Палас в Дюссельдорфе. Как пишет британская газета The Independent, президент России Владимир Путин и премьер-министр Великобритании Джордж Гордон Браун уже приглашены на открытие выставки, кроме того, этих достойных мужей попросили написать краткие вступления к каталогу выставки.

Однако на деле все может обернуться не так благостно, и, как раньше писали в «письмах счастья», «радость многих людей будет омрачена». В газете «Гардиан» сегодня вышла статья Шарлотт Хиггинс под названием «Из России с легкой тревогой».

В ней честно предупреждается: обратно принадлежащие России шедевры могут и не вернуться.

Во-первых, английская сторона придерживается той точки зрения, что музейные экспонаты, конфискованные после революции 1917 года, должны быть возвращены наследникам прежних владельцев. Кроме того, целый ряд британских компаний, которые имеют долговые претензии к российским компаниям, заявили, что намерены «забрать часть экспонатов выставки в качестве компенсации за понесенные ими убытки».

Дело в том, что на выставке, конечно же, есть экспонаты, музейное происхождение которых безукоризненно, вроде «Купания красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, которую Норман Розенталь очень трогательно аттестовал: «Это одна из святынь, которую мы с большим трудом выпросили у Третьяковской галереи в Москве». Но все-таки основу экспозиции составляют вещи из знаменитой коллекции Сергея Щукина, национализированной советской властью. Это и тот самый «Танец», специально написанный Матиссом по заказу русского мецената, и шесть работ Гогена — из тех 16-ти, что висели в столовой Щукина, и которые он называл «своим иконостасом», полотна Сезанна и Ренуара, выдающаяся картина Пикассо «Дриада» и многие другие.

А с этой коллекцией, как известно, и связаны едва ли не все крупные искусствоведческие скандалы последних лет, начавшиеся еще в 1954 году, когда дочь Сергея Щукина — Екатерина Щукина-Келлер — пыталась наложить арест на несколько картин Пикассо, привезенных из СССР на выставку в один из французских музеев.

Вот только краткий перечень последних лет. В 1993 году в Центре искусств и культуры имени Жоржа Помпиду проходила выставка картин Анри Матисса из московского пушкинского музея и ленинградского Эрмитажа. Иск подавали другая дочь, Ирина Щукина, и И. Коновалов, утверждавший, что является внуком другого известного коллекционера И. А. Морозова. Дальше эстафету принял внук Щукина Андре-Марк Делон-Фурко, который с 1993-го по 2004 год подавал исковые заявления в суды Парижа, Рима и Лос-Анджелеса.

Однако на деле потомков Щукина, на которых и ссылается «Гардиан», опасаться вряд ли стоит. Господин Делон-Фурко, как известно, уже закопал тамагавк войны и примирился с обидчиками. В знак примирения он даже подарил ГМИИ им. Пушкина шесть картин из коллекции своего деда, купленные уже в эмиграции, завершив полувековой спор с Россией. «Я был тронут, когда мадам Антонова (директор ГММИ) написала мне, что её музей готовится отметить 150-летие со дня рождения Сергея Щукина, я решил, что должен подарить последние шесть картин, которые остались в моей семье от дедушкиной коллекции», — сообщил тогда господин Делон-Фурко.

Ныне он всячески поддерживает предложение Ирины Антоновой об объединении разделенной между Эрмитажем и ГМИИ коллекции и борется за то, чтобы московский особняк Щукина, который сейчас занимает Минобороны РФ, передали ГМИИ.

А вот претензии британских компаний-кредиторов — вещь куда более серьезная. Ведь именно с финансовыми претензиями к России был связан последний по времени громкий скандал с российскими выставками. В 2005 году картины из ГМИИ, предоставленные для выставки одной из швейцарских галерей, были арестованы после того, как небезызвестная фирма «Noga» подала иск против России. Вскоре, правда, арест с картин был снят, и их отправили обратно в Россию, но именно после этого случая Россия стала крайне осторожно вывозить картины за рубеж.

В частности, в «черный список» попала и Великобритания, поскольку в этой стране до сих пор не принят так называемый закон о «защите от конфискации», прямо защищающий объекты культурного наследия от подобных действий.

К этому международному движению под девизом «искусство не арестовываем» британцы только собираются присоединиться. По словам официального представителя британского министерства культуры, СМИ и спорта, соответствующие законы сейчас рассматриваются и в начале будущего года, по-видимому, вступят в силу, хотя ко времени открытия выставки — в январе — они еще, вероятно, не будут подписаны королевой.

Британские власти пока медлят и с предоставлением официального гарантийного письма, которое бы заверило Королевскую академию искусств в том, что произведения искусства будут защищены от ареста. Письмо пока не отправлено, «поскольку британское правительство, по словам представителя министерства по делам культуры, СМИ и спорта, пока не удостоверилось в том, что академия провела «тщательную юридическую экспертизу всех произведений искусства». Представитель министерства признал, что ситуация непростая и, с точки зрения британских законов, не имеет прецедента. Юридическая экспертиза, по его словам, заключается в проверке Королевской академией всех картин на предмет «чистоты происхождения».

Тем временем российские партнеры выставки уже успели прокомментировать ситуацию.

Анатолий Вилков, заместитель руководителя Россвязьохранкультуры, уточнил, что его ведомство не выдаст разрешения на вывоз картин, «если будет даже малейший шанс того, что наши экспонаты будут арестованы», и добавил: «Если нам правительство Великобритании не даст гарантий защиты от претензий третьих лиц, в том числе судебных претензий, выставка направлена в Лондон не будет». Директор Государственного Эрмитажа Михаил Питровский подтвердил: «Если гарантии, предоставленные британской стороной, наши юристы сочтут недостаточными, то выставки не будет». С ним солидарна и директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова: «Если государство гарантий не даст, мы ничего не пошлем». Но, по ее мнению, ситуация излишне драматизируется: «Сейчас в Лондоне вещи из Эрмитажа, они все возвращаются. Я думаю, это провокационная шумиха — и все».

Новости и материалы
В России брендируют свои марки для китайской электроники
Трамп пообещал разрешить украинский конфликт в случае победы на выборах
Сирия отразила воздушную атаку на Дамаск
Россиян предупредили об опасности чистки ушей ватными палочками
Сенатор США рассказал о надеждах на наступление Украины в 2025 году
Трамп раскрыл, кто на самом деле управляет США
Онлайн-кинотеатры за год увеличили выпуск оригинальных проектов вдвое
Названы главные признаки, говорящие о том, что вы не умеете бережно относиться к деньгам
Сенатор Грэм призвал украинцев всех возрастов идти воевать
В ресторане СПб расстреляли мужчину, предполагаемый убийца недавно вернулся с СВО
В нескольких областях Украины объявлена воздушная тревога
Делегация Минкультуры России приехала в Северную Корею
Рособрнадзор не планирует объединять госэкзамены по истории и обществознанию
В России сформировали список мегапроектов технологического суверенитета
В Раде предложили ввести диктатуру ради победы над Россией
Вкладчикам разрешили оформлять и получать страховое возмещение онлайн
В России подскочил спрос на игрушки-антистресс и успокоительные
Сенатор Грэм согласился с идеей предоставления Украине помощи в виде кредита
Все новости