Укротитель огня

Фото: ИТАР-ТАСС
На 82 году жизни скончался Кирилл Лавров.

Как рассказал глава комитета по культуре Петербурга Николай Буров, Лавров умер дома. Похороны пройдут в воскресенье. 29 апреля в 9 утра пройдет отпевание артиста, а в 11 часов состоится панихида в Большом драматическом театре (БДТ). Кирилла Лаврова похоронят на Богословском кладбище рядом с могилой жены Валентины, согласно его завещанию.

Вопреки расхожему мнению, что слава — вещь скоротечная, Кирилл Лавров был звездой всех эпох, которые ему довелось прожить. Год назад, когда Лавров, страстный болельщик, был на матче «Зенит» — «Крылья Советов» в Самаре, целый стадион устроил ему овацию — на тот день пришелся день рождения актера. Основу его популярности создали работы в кино — образы советского человека в трудных обстоятельствах, вошедшие в иконографию империи, — «Живые и мертвые», «Любовь Яровая», «Укрощение огня».

Как это часто бывает, Лавров всегда тяготился навязанным ему амплуа и считал, что в театре его судьба сложилась удачнее.

В самом деле, роли вроде работ в «Моем ласковом и нежном звере» и «Брат­ьях Карамазовых» доставались ему редко, режиссеры предпочитали эксплуатировать успешный и устойчивый образ сильного человека, укротителя огня истории. Да и в целом, будучи профессионалом, к своей кинокарьере Кирилл Лавров относился критично, признавшись в одном из интервью, что из сотни фильмов, в которых ему довелось играть, любит лишь десяток из них, за которые ему не стыдно. Театр же, особенно БДТ Товстоногова, где Лавров служил с 1955 года, где он работал со Смоктуновским, Юрским, Дорониной, всегда был для него главным местом, которому Лавров сохранял бесконечную жесткую верность.

Кирилл Лавров родился 15 сентября 1925 года в театральной семье. Его отец (Юрий Сергеевич Лавров, народный артист СССР, один из ведущих актеров Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки) был против актерской карьеры сына, однако вскоре спорить стало не о чем — началась война. В 1943 году Лавров пошел в армию добровольцем, однако на фронт не попал — отправили в училище в Усть-Каменогорск, в школу авиационных механиков, затем на Курилы, где он провел пять лет. Здесь занялся театральной самодеятельностью и в конце концов уехал в Киев, где поступил в Театр русской драмы, где провел еще пять лет, и оказался в Питере по приглашению Константина Хохлова, назначенного художественным руководителем БДТ.

С 1956 года, после смерти Хохлова, театр возглавил Товстоногов, превратив его в одну из самых мощных площадок страны, создав блистательную труппу актеров.

На этом фоне Лавров не потерялся, регулярно получая главные роли: Молчалина в «Горе от ума», Соленого в «Трех сестрах», Городничего в «Ревизоре», Мелехова в «Тихом Доне» — роли, которые стали легендарными.

Параллельно шла и карьера в кино, хотя Товстоногов всегда отрицательно относился к сторонним работам артистов. В 63 году вышли «Живые и мертвые» — первый фильм Лаврова, принесший ему действительно всенародную славу. Глядя на эту суровую военную драму, сегодня уже трудно удержать в голове, что делалась она людьми не только невероятно талантливыми, но и довольно молодыми и веселыми. Кирилл Юрьевич вспоминал, как Симонов привел его к режиссеру Столперу, и после утверждения на роль стали подбирать актрису на роль жены. Пробы решили делать на сцене в постели — и каждая претендентка на роль прошла через эту сцену.

В 1968 году, после смерти Пырьева, не успевшего закончить «Брат­ьев Карамазовых», Лавров, совместно с Михаилом Ульяновым, заканчивал ленту уже в качестве режиссера.

После смерти Товстоногова в 1989 году возглавил БТД. Одним из последних спектаклей Кирилла Лаврова стала роль в постановке «Перед заходом солнца», недавно зрители увидели его исполнение в злосчастном «Мастере и Маргарите».

И этот фильм со странной судьбой, возможно, неудачный, еще раз подтвердил, что из всех многочисленных наград и званий, которые носил актер, главным остается звание Народного артиста.