Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Вооруженный взгляд и большие деньжищи

16.10.2014, 12:15

Александр Ткачев о способах заработать миллиарды или выкинуть на ветер миллионы при показе спорта на ТВ и в интернете

В принципе, это должна была быть заметка о хоккее. Ну, этого от меня ждали. Старт очередного сезона НХЛ — теоретически важный повод. И о хоккее тут будет кое-что, но начать необходимо с другого… Американский футбол остается чем-то неведомым для 99% россиян, что не мешает НФЛ являться безоговорочно сильнейшим бизнес-проектом в мире спортивных лиг планеты Земля. Но так как это все же не материал об экономике американского футбола, ограничимся упоминанием доходов НФЛ от продажи телевизионных прав.

Сумма невероятная для простого человека и даже для представителей нефтегазового бизнеса впечатляющая — три миллиарда в год от CBS, Fox, и NBC, еще без малого два от ESPN и один миллиард от спутникового DirecTV. Да-да, только за права на вещание, и еще раз да — в вечно-зеленых американских долларах.

Впрочем, мы же не об экономике, так что вернемся к тому, зачем вообще я вспоминаю про супергиганта мирового спортивного бизнеса. Американский футбол — сложная игра, с очень большой долей тактики, причем ключевые события происходят за секунды, а потому важность хорошего телепоказа огромна. Такая нынче привычная вещь, как «телеповтор», родилась почти шесть десятилетий назад. Причем не в США, а в Канаде, и потому, естественно, дело было на хоккее. Но именно в популяризации американского футбола технологическая эволюция телевидения сыграла огромную роль, став одним из ключевых слагаемых нынешней популярности и, соответственно, благополучия. Подробный рассказ о том, как показывается НФЛ, быстро утомит простого болельщика и введет в клиническую депрессию отечественного телевизионщика. Поэтому мы просто оттолкнемся от вышесказанного и про технологическую эволюцию, и про много-много нулей в колонке «доходы».

Вернемся к старту сезона в НХЛ. Писать в формате колонки о том, что требует многостраничного изложения и анализа, — профанация, а список россиян, выступающих в хоккейном забугорье, каждый способен найти в интернете самостоятельно. Тем паче что, в принципе, никаких особенных событий все равно не произошло. И дело тут не в том, что автор заметки рассказывает об НХЛ с экранов третий десяток лет, и даже не в том, что сама лига скоро отметит столетие. Просто НХЛ — тоже успешный бизнес-проект, правда, все доходы лиги сопоставимы с доходами НФЛ только от продажи прав, но кто скажет, что прибыль в $4–5 млрд за сезон — плохо? И ключевое слово, описывающее, как НХЛ с НФЛ, так и две другие ведущие спортивные североамериканские лиги, — стабильность. Поэтому фавориты остаются фаворитами, а аутсайдеры — аутсайдерами.

В НХЛ по закону нельзя быть ни слишком бедным, ни чрезмерно богатым. И представить себе аналогии с нашим хоккеем, как, к примеру, Exxon и GM спонсируют, и спонсируют невероятными суммами пару-тройку клубов, а остальные завидуют либо затягивают пояса потуже, почти до голодного обморока, нереально.

Поэтому в североамериканском хоккейном королевстве все в общем и целом спокойно и по-прежнему. Несколько небольших корректировок регламента (овертаймы и вбрасывания), скорее всего, быстро переберутся и в европейские правила. Но кое-что действительно любопытное все же есть. И касается это показа хоккея, а не игры как таковой. Но только не забывайте про то, как технологии помогли раскрутить НФЛ до небес и выше…

С нынешнего сезона вступил в действие телевизионный контракт между НХЛ и канадской компанией Rogers, заключенный на 12 лет и сумму в $5 млрд. Его результаты все зрители смогли почувствовать с первых дней сезона.

В России НХЛ уже не первый год телекомпании дружно игнорируют, а потому единственный легальный способ просмотра — подписка в интернете на Gamecenter, создаваемый самой лигой. Вы можете смотреть прямо на своем компьютере с официального сайта, на планшете или на ТВ через какую-то приставку, знакомая в общем-то модель для многих спортивных организаций. Стоимость на весь сезон с нынешнего года в переводе на рубли — 3 тыс. Что даже дешевле, нежели у КХЛ, где подобная услуга обойдется в 4,5 тыс. И не будем затрагивать тему того, что количество камер, работающих у капиталистов-хоккеистов исключительно на повторы, превышает суммарное количество камер на всей трансляции из некоторых наших хоккейных городов. Собственно, рассказывать о том, какие разнообразные беды у нас с показом хоккея из разных городов, вероятно, смысла нет. Тем, кто смотрит регулярно, это хорошо известно.

С самого своего рождения КХЛ очень хотела походить на НХЛ и в первые сезоны по поводу и без повода себя с этой лигой сравнивала. Сегодня, когда КХЛ проводит свой уже вполне солидный по счету седьмой сезон, стоит понимать, что создаваемые плюсы на льду должны быть видны и на экране. Давайте сосредоточимся на том, что есть в этом самом вредном заокеанском гейм-центре, несколько мешающем растопыривать пальцы отечественным хоккейно-телевизионным руководителям. Итак, помимо того, что вы можете посмотреть все матчи, в каждом из них у вас есть уйма вариантов.

К имевшейся и раньше возможности смотреть домашнюю и гостевую версии трансляции (разные бригады комментаторов, разные планы, а если канадская команда играет, то и франкоязычная версия) добавился вариант самому выбирать телекамеры. На всех матчах — две отдельные надворотные камеры, которые способны дать возможность самому в любой момент прочувствовать себя видеогол-судьей.

А на тех трансляциях, что организует непосредственно нынешний вещатель или большие американские каналы, есть и еще по три дополнительные камеры. Таким образом, можно самому выбирать, с какой точки и ракурса вам сегодня хочется смотреть.

В принципе такая система знакома европейским футбольным комментаторам по работе на элитных турнирах.

В ответ на это напрашивается аргумент — у нас же тоже есть хадэшечка, есть даже отдельный канал КХЛ-HD. Ответ как бы правильный, но в том и проблема, что, не будь у нас этого канала, не было бы и оснований для сравнений.

Традиционно еще с советских времен у нас есть два отношения к организации чего-либо, не суть важно, телеканала или чемпионата мира. Если мы делаем это для всего мира, например, проводим Олимпиаду, то тут нельзя упасть в грязь лицом. А потому продукт на выходе получается отличным или хотя бы приличным. Но если конечный потребитель исключительно внутренний, то тут уже «доводить до ума» почему-то необязательно.

Поэтому трансляции в HD у нас возможны не везде и не отовсюду. А кое-откуда невозможны в нормальном виде вообще. Опять же нет смысла приводить множественные примеры тяп-ляп-показа, они общеизвестны. При этом гейм-центр же вовсе не что-то невероятное и космически недостижимое. В том и дело, что это всего лишь то, как должно быть в XXI веке у организации, выплачивающей миллионы или десятки миллионов звездным и не очень хоккеистам. КХЛ как бы приподнимает свой статус на более высокий уровень, выплачивая огромные деньжищи игрокам, считающимся звездами. Но смотреть на этот более звездный уровень и разглядеть его можно, только создав действительно качественный телевизионный продукт. И уже тогда можно рассчитывать на очередь из желающих показывать телекомпаний и, соответственно, на сколько-то реальную прибыль от продажи прав.

Актуальный вопрос сегодня не в том, насколько КХЛ отстает от НХЛ и догонит ли, а в том, что КХЛ куда лучше, чем выглядит в большинстве случаев на телеэкране…

Болейте на здоровье!