Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Обезьянник

24.07.2015, 10:41

Семен Новопрудский о моде на бытовой расизм

Вышло так, что никто из людей, с которыми я непосредственно сталкиваюсь по работе каждый день, не любит футбол. В отличие от меня. Поэтому, когда я начинаю рассказывать товарищам какую-то кажущуюся мне важной футбольную историю, обязательно предваряю ее замечанием: «На самом деле это не про футбол, а про жизнь».

Вот вам сразу две истории не про футбол, а про жизнь.

Новый чемпионат Российской футбольной профессиональной лиги начался с двух громких скандалов. Аккурат накануне намеченной на 25 июля предварительной жеребьевки чемпионата мира по футболу — 2018.

Скандал номер раз: в самом первом матче чемпионата между московским «Спартаком» и «Уфой» был удален с поля за известный неприличный жест в сторону трибун — тот самый, с поднятым вверх средним пальцем правой руки, — ганский полузащитник башкирской команды Эмануэль Фримпонг. У этого самого Фримпонга довольно буйный нрав. Он публично требовал компенсации зарплаты в прошлом году, когда резко падал рубль. Он опаздывал в расположение команды после каникул. И на поле далеко не пай-мальчик. Однако на сей раз его удалили за ответ на публично выраженный болельщиками «Спартака» расизм.

Вот как описал ситуацию Фримпонг: «Когда остановили игру, с трибун спартаковские болельщики мне закричали: «Фак, манки, фак». И хором начали ухать (так у нас болельщики привыкли намекать людям с темным цветом кожи, что те похожи на обезьян — хотя от обезьяны произошли мы все, включая православных активистов. — С.Н.). У меня нет претензий к спартаковским болельщикам в целом. Я не сдержался, показал средний палец, и это ошибка с моей стороны. Хочется попросить прощения за свой поступок».

Вы можете не поверить словам Фримпонга — мало ли что наговорил этот горячий ганский парень. Но его слова подтверждает комментатор телеканала «НТВ-Плюс» Дмитрий Шнякин, работавший в том матче на бровке стадиона: «Какие слова Фримпонгу кричали с трибун? Наверное, хотели научить географии. Есть страна Габон, а тут с угла поля выкрикивали: «Нигер».

РФПЛ сочла, что ничего расистского в этом не было.

Скандал номер два: на традиционном уже, проводящемся с 2011 года конкурсе болельщиц «Мисс РФПЛ» титул «Мисс обаяние РФПЛ» получила 21-летняя фанатка ЦСКА Ольга Кузькова. Действительно, внешне милая, обаятельная девушка. На ее страничке в социальных сетях вы встретите, например, такой демотиватор: изображение красотки, под которым стоит подпись, что представители некоторых национальностей «хорошо горят в печи».

Может быть, она хочет проверить? Желающие в относительно недавней истории человечества находились.

Кстати, если девушку действительно интересует данный вопрос, все люди горят в печи более-менее одинаково.

Еще Ольга охотно позирует в майках с фашистской символикой и фоткается с нацистским приветствием, нежно подписывая его: «Всем зигули от кисули».

Потом в интернете поднялся скандал, и у руководства РФПЛ все-таки хватило такта отнять у девушки титул. Но это почти наверняка только прибавит ей популярности. К тому же она явно не одинока в своих убеждениях.

Ведь в этих двух новых ксенофобских футбольных скандалах нет ничего удивительного. Бананом у нас кидали даже в дружелюбного и певшего бесконечные дифирамбы России знаменитого бразильского футболиста Роберто Карлоса. Отсутствие темнокожих легионеров в самом богатом клубе, действующем чемпионе страны питерском «Зените» давно стало притчей во языцех: фанатские группировки, известные своими открыто выражаемыми неонацистскими взглядами, не хотят видеть в команде «черных».

Но бытовой расизм в современной России живет не только в головах части футбольных фанатов: мы создали для него питательную среду во всем обществе.

Чуть меньше пяти лет назад, в декабре 2010 года, после убийства в бытовой драке выходцами с российского Кавказа (то есть дрались соотечественники) фаната московского «Спартака» Егора Свиридова, на Манежную площадь на акцию протеста вышли толпы юных ребят с неонацистскими взглядами. Тогда власть вроде бы сильно испугалась. С тех пор одних национал-радикалов у нас запрещали и даже сажали в тюрьмы, с другими водили откровенные политические хороводы.

А в итоге сделали примитивную логику «униженных и оскорбленных», которые должны в отместку оскорблять и унижать «других», идеологией страны.

Направили бытовую ненависть к соотечественникам против соседних с Россией стран.

Мы уже абсолютно спокойно относимся к слову «толераст», которым клеймят тех, кто полагает всех людей равными в правах. Так активно вслед за телевизором боремся с фашизмом во всем мире, что не замечаем, как мимоходом стали употреблять выражение из лексикона Гитлера «национал-предатели» в отношении собственных соотечественников, не согласных с происходящим в стране. Быстро научились ненавидеть и разучились любить.

К сожалению, все это становится визитной карточкой современной России. А ведь подобные ксенофобские скандалы могут произойти и во время чемпионата мира по футболу 2018 года, где в отличие от зимней Олимпиады в Сочи людей с другим цветом кожи будет гораздо больше.

Бразильский нападающий «Зенита» Халк, самый высокооплачиваемый легионер в нашем футболе, уже выразил опасения по этому поводу, комментируя «казус Фримпонга»: «Если случаи расизма произойдут во время чемпионата мира, это станет большой проблемой, потому что это увидит весь мир».

Олимпиаду в Сочи мы провели замечательно, но то, что сделали сразу после нее, мягко говоря, не добавило доверия и уважения к России в мире. Чемпионат мира по футболу — маленький шанс поправить довольно сильно испорченную репутацию.

Но бытовой национализм и расизм давно не подвергаются в России резкому осуждению на высшем уровне. Тот же министр спорта и без пяти минут глава Российского футбольного союза Виталий Мутко призвал не раздувать инцидент с Фримпонгом. Действительно, зачем — не первый и не последний.

У нас чиновники не видят ничего зазорного в слове «хохол», написанном ими в социальных сетях. (Слова «москаль», «ватник» или «колорад» в таком же человеконенавистническом контексте ничуть не лучше.) А торжество грубой силы и унижения не просто бытовой мейнстрим. Это теперь еще и знак принадлежности к лояльному большинству. Язык, на котором разговаривают люди.

Им искренне стало казаться, что сила — в способности легко унизить другого. Назвать обезьяной. Смотреть на других свысока. Подменять национальную гордость гордыней.

Только если все кругом «обезьяны», кто мы сами и в какой стране живем? Она, увы, все больше напоминает обезьянник. Причем такой, в котором снесли заграждения вольера: все решетки культуры, заборы политкорректности, барьеры совести. Теперь можно не таиться. Не прикидываться интеллигентными. Показывать себя во всей красе. Слать городу и миру «зигули от кисули». Видимо, поэтому слова «вежливые люди» у нас теперь пишутся в кавычках и означают совсем не то, что должны означать на самом деле.