Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Васенька, не плачь

10.07.2015, 10:59

Семен Новопрудский о том, почему государству опасно заниматься воспитанием детей

«В Советском Союзе лучшие в мире детские сады», — рассказывала ребятам старшей группы одного советского детсада воспитательница Марьванна. Мальчик Васенька тихонько всхлипывал. «В Советском Союзе лучшие в мире ракеты и самолеты», — продолжала Марьванна. Мальчик Васенька начал плакать в голос. «В Советском Союзе лучшие в мире игрушки и конфеты», — объясняла детям Марьванна. Мальчик Васенька горько и безутешно рыдал.

«Почему ты плачешь, Васенька?» — деликатно поинтересовалась воспитательница Марьванна. «Хо-о-ч-у-у в Советский Сою-у-у-з», — сквозь слезы ответил мальчик.

Способность смеяться над централизованным государственным патриотическим воспитанием граждан некоторые советские люди не утратили.

Похоже, это качество им самим и их отпрыскам еще пригодится.

Как выяснила любимая «Газета.Ru», «Общероссийский народный фронт» вместе со специалистами ведущих федеральных и региональных вузов собираются придумать, как вернуть в высшую школу воспитательные функции и нравственные ориентиры. А смысл их интеллектуальных усилий в том, чтобы у студентов не возникло «кризиса идентичности» и они не стали участниками «цветных революций».

Эта идея обречена на провал.

Дело не в том, что человек в принципе не очень воспитуем с научной точки зрения. И не в том, что «кризис идентичности» — вполне естественная стадия развития почти каждой отдельной человеческой личности, лишь бы только человек в разгар такого кризиса не начал поступать в духе Родиона Романовича Раскольникова.

Дело в том, что политинформация в школах и вузах от желания убивать старушек или ехать «ополченцем» в Донбасс обычно не уберегает. Скорее наоборот.

В сегодняшней России опасно централизованно воспитывать и учить нравственным основам в понимании власти школьников и студентов прежде всего потому, что само наше государство очень далеко от элементарных представлений о нравственности. Более того, Россия сейчас настоящее царство цинизма, вершина которого — нескончаемые потоки слов о «духовных скрепах» и особой нравственной миссии в устах людей, которые плохо знают родной язык, совсем не знают историю своей страны и готовы под разговоры о духовности громить выставки, срывать концерты и закрывать спектакли.

Воспитывать-то лучше личным примером, а с этим у нас полный швах.

Для централизованного воспитания людей в определенном ключе прежде всего нужны идеалы, цели и аппарат «принуждения к нравственности». Даже в СССР, где было и то, и другое, и третье, а также появился моральный кодекс строителя коммунизма, наш несимметричный большевистский ответ библейским заповедям, большинство людей, мягко говоря, вели себя иначе, чем предписывала коммунистическая мораль. Например, в советских людях так и не удалось воспитать тотальную ненависть к частной собственности и материальным ценностям. Искренняя ненависть или полное равнодушие к собственности встречается у некоторых людей, но они во всяком обществе в меньшинстве. Потому что это, видимо, противоречит самой человеческой природе.

Но в нынешней России единственная цель, она же идеал, — чтобы граждане, прежде всего молодые и пассионарные, каковыми всегда и везде являются студенты, не устроили революцию и поддерживали начальство, что бы оно ни делало. Не интересуясь при этом политикой.

Точнее, чтобы политикой для обывателя было только то, что происходит где-нибудь на Украине, в Греции, Зимбабве. Лишь бы не у нас дома.

В такой ситуации воспитание любых «реальных» патриотических идеалов у студентов как раз чревато быстрой утратой стабильности в том виде, какой ее хочет видеть власть. Люди с такими патриотическими идеалами в головах и представлениями о высшей справедливости «здесь и сейчас» могут захотеть устроить халифат или «честную народную республику без олигархов и шубохранилищ» в России. Они же патриоты. Они же идейные. Они же хотят, чтобы их страна была самой сильной. Самой справедливой. Самой честной.

При этом нынешние официальные российские представления о патриотизме базируются на ненависти к другому и чужим. Апологеты этой ненависти почему-то свято уверены: эта ненависть не будет обращена против них самих теми, кому они так настойчиво ее внушают.

В современном мире патриотизм в принципе не является для человека абсолютной добродетелью, которую в нем надо во что бы то ни стало воспитывать специально, да еще централизованно. Вырастить детей и состояться профессионально куда важнее, чем быть покорным пушечным мясом в руках политиков, вечно выдающих шкурные интересы или собственную безопасность за судьбы отечества. Сам по себе флаг страны на балконе или автомобиле не делает человека лучше, умнее или талантливее.

Следование хотя бы двум библейским заповедям — «не убий» и «не укради» — сейчас куда важнее, чем лояльность царям. Да, чуть не забыл: еще и врать нехорошо.

Но наше государство вряд ли своим примером может воспитать в студентах и школьниках именно эти добродетели.

Так что если наша власть хочет жить долго и счастливо, воспитание и преодоление «кризиса идентичности» студентов и школьников лучше оставить семье, окружению и внутренней работе каждого человека над собой. И даже не пытаться делать это задачей школы, вуза или государства.

Государство — всего лишь форма. Оболочка. Способ организации жизни, а не сакральный сосуд, наполненный высшим смыслом. Чиновники — только наемные менеджеры народа, а не духовные отцы.