Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сорокалетние. Бардин

Журналист

Именно похеренном. Когда что-то теряют, кто-то это обязательно находит. И предлагает вернуть за вознаграждение, подбрасывает под дверь или, выпотрошив, сдает в бюро находок. Отличие потерянного от похеренного поколения в том, что похеренное не ищут. Похерили — плюнули, и дальше пошли.

Родившиеся в середине семидесятых — это во многом поколение саморазрушения. Все девяностые на фасаде журфака МГУ на Моховой, справа от входа, была огромная — я не могу назвать это граффити — надпись каким-то зверским неубиваемым маркером — «LSD жрите!».

Для понимания: курили дурь тогда, в начале девяностых, не скрываясь, на главной лестнице, слева — единственное не похожее на помойку помещение журфака — Библиотека Рона Хаббарда, основателя сайентологии и последователя Алистера Кроули, справа — раздаточная мерзкого чая в пластиковых стаканах, когда-то это была столовка, где как раз «жрать» было и нечего.

Журfuck — так в народе тогда называли нашу альма-матер, нашу кормящую, благодетельную мачеху.

Так вот, LSD жрали. Поэтому сейчас, когда оглядываюсь — за спиной одни покойники, искалеченные, сошедшие с ума.

Ваня И., умница, сын профессора-медиевиста, богослова, переводчика Джойса, исследователя исихазма, — короткий роман с фенамином, вышел в окно.

Леня Б., сын дипломатов, родился в США, красавец, ироничен, язвителен, плейбой, все длинноногие девицы журфака были его, — захлебнулся в собственной рвоте в подвале на Покровке, алкоголь.

Игорь Д., мой близкий друг, чертово количество приключений с ним связано, сын художницы и физика-ядерщика, умер, сидя в кресле, передоз.

Сережа И., сын доктора философии, крупного социолога, на журфаке мучил всех Введенским, однажды на нас упал сверху пакет со стипендией на всю группу, мы выпили и отправились в «Гилею» на Знаменке, скупили все книги, о которых давно мечтали. Он плелся домой с пачкой Введенского. Сергей начал колоться водкой, сжег вены, скрутило, инвалидная коляска.

Ваня П., чем-то напоминал Гену Шпаликова, балагур, весельчак, отличник, — несколько лет назад рано утром повесился на дереве в Филевском парке.

Отсчет утопленников я могу продолжать еще долго, но не буду. Саморазрушение было одной гранью сегодняшних сорокалетних. Но не единственной. Не все поколение сводилось к туалету журфака на первом этаже.

Гораздо важнее, что это было первое поколение свободы.

Кто-то хлебнул лишнего, не выдержал, кто-то продал свою долю, кто-то ничего никому не продавал, потому что продали его самого. Выкинули с НТВ, выкинули из «Известий» и «Коммерсанта», попросили на выход, или — вытерли ноги и просто вышибли. А уровень конформизма в крови оказался недостаточен, чтобы быть гибче. Воспоминания о свободе мешают.

Мой первый собеседник несколько раз повторил: «ощущение от профессии». Это то, что осталось Павлу Бардину, талантливому режиссеру, автору «России 88». Последний раз я был на премьере его фильма «Гоп-Стоп» — сюрреалистической сказки про гопников, шмар, братков и ментов; это был апрель 2011-го. С тех пор — тишина. «Что снимаешь, Паша?» — спрашиваю.

«Все хорошо. Ничего не снимаю. То, что меня «ушли» из профессии, открыло возможности, о которых я мог только мечтать. Осваиваю смежные дисциплины. Хожу на любимовские читки (чтение пьес в рамках фестиваля молодых драматургов «Любимовка». — А.Е.), радиоспектакль поставил по пьесе Максима Курочкина «Титий Безупречный», это такая издевка над «катастрофическими» жанрами, мужчины шныряют по Вселенной и ведут межгалактические войны. Все эти параллельные активности не приносят мне никакого финансового удовлетворения, это невозможно сравнить с кинопроизводством, но ощущение от профессии остается, потому что работаешь с артистами».

«А вообще сдаваться не хочу. Сейчас я набрал режиссерский курс в МШНК (Московской школе нового кино) — это очень важно для меня, серьезная ответственность. Так что на ближайшие два года большие планы».

Комсомольский нуар

Но это все смежные области. Я спросил у Бардина, что с кино происходит?

«Снимать предлагают такое, что не снимать приятней, чем снимать. Продюсеры хотят «как HBO и Netflix», но как это делать без курева в кадре, без мата и чтобы «наш» хороший и обязательно не предатель был в финале — непонятно. Производственные компромиссы и цензура убивают любое здравое начинание.

Все хотят нуара, а нуар предполагает, что грань между хорошим и плохим достаточно условна и призрачна, ровно как в жизни. Мы возвращаемся обратно в классицизм. И скоро, наверное, введут принцип единства времени и действия. Не удивлюсь».

Уточняю: это прямая цензура? Звонят и диктуют, на каком таймкоде вырезать?

«Прямые указания тоже есть, но больше хотят, чтобы угадали сами. Встречался тут с одним продюсером, давним знакомым. Сначала в офисе разговаривали, потом почему-то в отеле. История очень интересна мне — такой постапокалипсис. Все очень актуально, сериально, с романной структурой, хорошо прописанным миром. Но человек начинает жаловаться на то, что некий «этический комитет» просто проходу не дает. То, что сняли — переснимают, тексты переписывают, по каждой сцене десять правок вносят. И перемонтируют, и запикивают, и выбрасывают целые линии.

Я говорю: «А что это за этический комитет? Что его создал?» «Я!» — отвечает продюсер».

Но ведь это не только история про самоцензуру?

«Сегодня, по сути, у медийного контента один собственник. Мы можем говорить о таком глобальном кремлевском кинотеатре. А регулирует все капиталистический госплан».

«Родина» не слышит

По словам Бардина, не все беды происходят из-за цензоров. В процесс то и дело вторгается окружающий абсурд и рвет тебя на мелкие части.

«Договорился с одной конторой делать очередную русскую «Родину», написал «библию», посерийный план, тут Крым. А история похожая — про нелегала-грушника, с войной за независимость, выборами в балаклавах, обманутыми солдатами и кровавыми имперскими амбициями. Прочитали продюсеры, вызвали на встречу, говорят: «Очень много вопросов». Я: «Давайте обсудим». И тут главный срывается на крик: «Она засунула себе курицу в …!» (видимо, о Pussy Riot). Пытаюсь вернуть разговор в профессиональное русло, но крик продолжается: «Курицу! В …! Курицу!» Редактор улиткой втянул голову в свитер с горлом, по самую макушку: «Не смакуй! Перестань за счет нас компенсировать свою сексуальную фрустрацию». Диалог закончился, сотрудничество не сложилось».

После сюрреалистической сказки Паша Бардин снял сериал «Салам, Масква!». Два года он лежит на полке. «Надежда у меня одна — что когда-нибудь эти 16 серий выйдут и наступит новая мини-оттепель».

Мы смеемся. Но Паша как-то невесело. Говорит, «мне бы помолчать пару недель — глядишь, выпустят сериал к осени…».

Промолчать не получилось, Паша. Ведь Word и даже Google упорно исправляют твое слово «читка» на «чистка».

Ну, сколько уже можно?

10 октября Бардину исполняется 39.

Новости и материалы
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Все новости