Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Коней во время шоу не меняют

04.09.2013, 09:24

Глеб Черкасов о месте спорта и искусства в российских предвыборных кампаниях

Одно из таинств предвыборных ритуалов гласит, что успешность кандидата зависит в том числе и от его отношения к искусствам и спорту. Кампания не кампания, если в поддержку кандидата не высказалось достаточное количество деятелей культуры, если сам он не посетил сколько-то профильных мероприятий и если не обозначено отношение к спорту. Чем популярнее фон, тем больше это помогает кандидату. Таковы предвыборные ритуалы, а с таинствами не поспоришь.

Однако ведь не бывает так, что в кампании есть только один убежденный в своей успешности кандидат. Их обычно несколько. А не делать того, что делают другие, боязно: вдруг отказ от соблюдения традиции сочтут слабостью? Поэтому начинается дуэль на артистах — соревнования по посещению культмассовых мероприятий и спортивные бдения.

В 1998 году на выборах губернатора Красноярского края состоялся примечательный парад знаменитостей. Перед вторым туром действующего главу региона Валерия Зубова приехала поддержать Алла Пугачева, а его соперник генерал Александр Лебедь бросил в бой Алена Делона. Тогда это казалось вершиной, пиком предвыборных ухищрений. Завоз в сибирский край самой популярной советской певицы и одного из самых популярных в СССР французских актеров только подтвердил правило, что без «культурки» и прилагающегося к ней спорта никак.

Отсюда и бодрые предвыборные репортажи с просмотра футбольных матчей, когда сильные мира сего вместе со своими друзьями напряженно смотрят футбол с пивными кружками наперевес. Ни до ни после эти люди спортом номер один не интересуются, но раз важная игра выпала на предвыборную страду, то ритуал надо соблюсти. Их оппоненты в это же время мучают себя на концерте неведомой себе музыки. По-другому никак: хочешь победить — сиди два часа с видом знатока, а потом не забудь сходить за кулисы. Хотя как забыть, специально обученные люди не дадут пройти мимо.

Возможно, лет двадцать пять назад активное привлечение деятелей культуры к первым еще предвыборным кампаниям и имело некоторый смысл. Хотя бы потому, что граждане СССР с великим почтением относились к людям из телевизора. Однако за крайне короткое время доверие это всеобщими усилиями разбазарилось. А ритуал остался.

Он соблюдается не только на выборах. Популярный актер, улыбаясь со всем возможным радушием, приглашает купить мебель или взять кредит, а то сделать и то и другое. Сам-то он уже и всем премного доволен. Вот ни разу не удалось встретить человека, который воспользовался бы этой услугой благодаря улыбчивости актера. Просто ни разу. Реклама с артистом означает только то, что у кредитного учреждения или торговой точки достаточно на это денег. А еще вернее, что рекламное агентство, которое работает с ними, умеет убеждать клиентов. А уж нужно им это или нет — вопрос, не имеющий отношения к делу.

Условность пользы от соблюдения ритуала относится в полной мере и к предвыборным обстоятельствам. У Владимира Путина среди доверенных лиц были Андрей Аршавин («основное место работы — спортсмен» — именно так и записали сотрудника лондонского клуба «Арсенал») и братья Запашные. Возможно, у кого-то есть знакомые, которые проголосовали за благодаря этим доверенным лицам, но среди моих знакомых, выбравших Путина, таких нет. Как нет и поклонников Геннадия Зюганова, которые выбрали его благодаря агитации режиссера Владимира Бортко.

Если уж говорить про совсем наши дни, то плохо понятно, какое агитационное воздействие на умы может произвести портрет Сергея Собянина на здании популярного театра. Что, преданный поклонник этого театра, лелеявший мысль отдать голос Сергею Митрохину, увидев портрет врио мэра, переменит свое мнение? Или какое-то воздействие на умы произведет спор о том, за какой футбольный клуб болеет Алексей Навальный? Что, если правда за «Спартак», то болельщики ЦСКА с руганью кинутся ставить галочки за Левичева? А если наоборот, то поддерживавшие оппозиционного кандидата спартаковцы отдадут голоса Ивану Мельникову?

На самом деле спортивные и культурные предпочтения кандидата не имеют практически никакого значения для избирателей. Они могут поверить лживому обещанию или глупому обвинению, они могут проголосовать за светлое завтра, которое им сравнят с плохим вчера. Все может быть, и все есть, но к вокалу, танцу и спортивным играм это не относится.

Раз физкультурник — то бегай, раз певец — то пой, но про жизнь не советуй. Некоторый нюанс тут еще и в том, что большая часть артистов-агитаторов имеют вполне отчетливую партийную прописку и на людей, имеющих другие политические взгляды, их слова никакого воздействия произвести не могут. Поэтому чтобы продолжать их любить, лучше не обращать внимания на то, что говорят вне сцены.

Впрочем, жизнь своим чередом, а ритуал справляется своим. В полученных результатах будет выделена частица, которую якобы принесли культмассовые мероприятия. Это нужно, чтобы и в следующий раз предвыборная кампания не обошлась без пения и прыжков за мячом. «Коней во время шоу не меняют», не правда ли?