На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Показательное милосердие

Заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ»

Возможное объявление экономической амнистии и ее формат может оказаться самым любопытным решением власти в последние несколько месяцев. Не самым важным, но именно что самым показательным.

Очевидно, что амнистия, если она случится, не повлияет на судьбу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Их не отпустят, даже если бы список статей предполагался максимально широкой.

А этого не будет. Все ведущиеся сегодня обсуждения касаются его сокращения. Это признает и бизнес-омбудсмен Борис Титов. В подтверждение тому и слова спикера Госдумы Сергея Нарышкина о том, что «определенная часть осужденных должна отбывать наказание, потому что в противном случае цель может быть не достигнута, а частично может быть и отрицательный эффект от такой амнистии, который привел бы в определенном смысле к росту преступности в экономической сфере». Признание того, что неустанная работа по ужесточению правил игры в экономической сфере может быть развеяна по ветру из-за амнистированных (далеко не все из которых решат вернуться к бизнесу), само по себе дорогого стоит. Но также отражает и желание сделать экономическую амнистию как можно более камерной.

Связано это с сиюминутными политическими рисками. Граждане могут и не понять, с чего это вдруг отпускают бизнесменов, за что им такая честь. Борис Титов, ссылаясь на опросы ВЦИОМа, говорил о том, что 36% не поддерживают экономическую амнистию и еще 31% не определились с ответом. Это очень похоже на большинство, а власть избегает публичных действий, которые могут его расстроить. Массовое неприятие может похоронить саму идею экономической амнистии: если будет решено, что не стоит раздражать большую часть граждан по этому поводу, то меньшинству придется уступить.

Это обстоятельство может повернуться и в другую сторону: все-таки неопределившихся много, да и больше 30%, по все тому же опросу ВЦИОМа, идею амнистии поддерживают.

Добиться того, чтобы большинство высказалось за освобождение части сидящих за экономические преступления, вполне возможно.

Вынести за скобки тех, кто был замешан в финансовых пирамидах или бюджетных хищениях, сделать упор на то, что освобождают менеджеров, выполнявших приказы, а не хозяев-капиталистов, сократить количество статей до самого минимума. При этом показать, что в целом милосердие касается тех, кто этого заслуживает, а не «жирных котов». Это была бы очень относительная справедливость и очень ограниченное по своим масштабам милосердие.

Но даже такая куцая, половинчатая экономическая амнистия оказалась бы крайне полезной.

За последние годы власть доказала, что умеет сажать. Не всех, не всегда и зачастую не всерьез. В случае с политическими противниками, например фигурантами «болотного дела», проявляется твердость. Отсутствие которой общество, например, замечает в случае с теми, кто замешан в деле «Оборонсервиса». В любом случае сажать получается все лучше и лучше. Это еще не репрессии в том виде, как их помнит наша страна по первой половине XX века. Но машина месяц от месяца работает все увереннее. Ее энергичные действия вызывают одобрение у значительной части населения: «воров сажают» и «порядка будет больше».

Умение сажать налицо, а вот уверенности в том, что власть умеет выпускать, нет. Это ведь не просто перевернуть еженедельник и сказать: вчера мы делали одно, а сегодня прямо противоположное. Тут не хватит уверенного удара кулаком по столу.

Здесь нужна полновесная политическая воля: мы не только сажаем, но и отпускаем. Машина может не только забирать людей, но и возвращать их обратно. Государство не боится тех, кто выходит из тюрьмы.

Готовность проявить политическую волю по такому вопросу может сказать нам о нашем будущем куда больше, чем об этом думали инициаторы экономической амнистии. У них была совсем другая задача — хорошо бы, чтобы получилось ее решить.

Новости и материалы
Трехлетний шахматист стал самым юным спортсменом в истории в рейтинге FIDE
Сенатор Джабаров раскритиковал лишение русского языка защиты на Украине
В Тюмени женщина поймала ондатру вместо рыбы
Во Франции заметили неизвестные БПЛА над базой атомных подлодок
«Крысиное гнездо»: британский наблюдатель раскритиковал коррупцию на Украине
Вход на «Госуслуги» для некоторых пользователей стал доступен только через Max
Власти Молдавии опасаются урегулирования приднестровского конфликта по плану США
Над базой атомных подлодок во Франции заметили неизвестные дроны
«Сама хотела родить»: королева красоты забила до смерти сына бойфренда
Международные резервы России за ноябрь выросли на 1,21%
В Симферополе неизвестный на иномарке избил водителя скорой
Google сломала AOD в смартфонах Pixel 10 Pro обновлением ПО
Суд не стал изымать у экс-замглавы Минобороны только Bently
В США заявили, что находятся в противоречии с европейскими чиновниками
Адвокаты Тимура Иванова обжалуют решение суда об изъятии имущества
FONBET помог закупить и доставить питьевую воду в Луганск и Мелитополь
Стало известно, когда автомобили «Атом» появятся на российских дорогах
Европа «годами терпела» коррупцию на Украине из-за желания борьбы с Россией
Все новости